Поправки в закон «О рекламе», подготовленные минздравом и инициированные комитетом Госдумы России по охране здоровья, с 1 января этого года запретили адекватную рекламу медицинских услуг.
В СМИ запрещено указывать конкретные методы лечения, разрешена только реклама вроде: «Хорошая клиника. Номер телефона». Это вызывает большое недовольство у самарцев. Алексей Ананьев ходил в очках еще со школы. В ноябре из рекламы в газете узнал о современных операциях, когда зрение восстанавливают за 35 минут:
– Еще несколько лет назад после восстановления зрения мне бы пришлось неделю лежать в больнице, а с моей ответственной работой пропуск даже одной недели невозможен. Если бы не статья в газете, я так и ходил бы, наверное, в ненавистных очках. А как сейчас люди должны узнавать о методах лечения, если это в СМИ запрещено?
Подобное мнение высказал и другой читатель Галина Кривошеина:
- Из законной рекламы клиник лично я вообще ничего не понимаю. Цены писать нельзя, методы тоже. В результате даже непонятно: эта стоматология из рекламы – она дорогая или дешевая? Здесь зубы как лечат? Например, люди, потерявшие зубы 5 лет назад, не имели возможности их восстановить, просто не было технологий. Как узнавать о новинках?
А если человек столкнулся с деликатными проблемами – геморроем, проблемами внутренних органов, мочеполовой системы - ему негде искать информацию о клиниках.
- По сути, законодатели предлагают брать справочник и обзванивать все медицинские клиники подряд с неудобными вопросами. Даже на один подобный звонок не каждый человек может решиться, – считает директор газеты «Город Самара» Иван Матюхин. – При этом мы помним, что россияне боятся врачей – думают, что все больно и дорого, они просто незнакомы с современными методами. Единственный нормальный информационный источник – рекламу – запретили.
Больше всего страдают не шарлатаны, а частные врачи высшей категории, многие из них имеют ученые степени, имеют все лицензии.
Уже готовы поправки к новому закону, их внес депутат Калашников. Госдума предлагает вернуть адекватную рекламу медицинских услуг. Однако в поправках есть две опасные вещи.
Калашников предлагает оставить под запретом в СМИ услуги по «лечению», а также запретить рекламу медприборов, не требующих спецподготовки для их использования.
- Это еще один абсурд, – уверен специалист в области рекламы Дмитрий Курочкин. – Производители не смогут рекламировать тонометры, массажеры и другие действительно полезные вещи. Почему в рекламе клиники нельзя использовать слово «лечение» – мне непонятно. Ведь задача врача — лечить! Какой логикой руководствуются наши законодатели?
В то же время по-прежнему никто, в том числе депутат Калашников, будто не замечают рекламу не-
двусмысленного досуга с девушками.
МНЕНИЯ
Олег Сабанцев, директор лечебного центра «Он и Она»:
- С юридической точки зрения закон противоречит закону о защите прав потребителя. Он должен иметь полноценную информацию о медицинской услуге. Нужно не ограничивать деятельность частных клиник, а создавать конкурентноспособную среду, чтобы пациент сам выбирал, куда ему нести свои деньги. Этот закон загоняет развитие медицины в тупик.
Максим Прибытков, врач частной ЛОР-клиники:
- Закон мешает продвигать новые современные технологии. Донести до людей информацию о новых эффективных способах лечения стало невозможно. Любой закон должен иметь какой-то смысл, защищать, давать права и обязанности. А в итоге люди не могут получить адекватную информацию о медицинских услугах. Больше становится самолечения.