Задача "Транспортной недели" — найти решения, обеспечивающие связанность экономики страны и ее территорий, способствующие укреплению позиций России в мировой экономике. Ключевыми событиями стали международный форум и выставка "Транспорт России", которые в этом году проходили в 17-й раз. На форуме обсудили перспективы развития всех основных видов транспорта. В нем приняли участие более 4000 лидеров отрасли.
В среду, 15 ноября, состоялась пленарная дискуссия на тему "Транспорт России – 2035: к новой экономике транспорта". Помощник Президента РФ, секретарь Госсовета РФ Игорь Левитин зачитал участникам приветствие от имени Президента России Владимира Путина.
- Транспортный комплекс традиционно играет важную системообразующую роль, служит развитию экономики, социальной сферы, повышению качества жизни людей, обеспечивает реализацию востребованных проектов в регионах России, - отмечено в приветствии.
Модернизация инфраструктуры, формирование перспективных направлений пассажирских перевозок и международных грузовых логистических коридоров, обновление общественного и других видов транспорта, использование передовых отечественных технологий, отраслевое образование — эти и другие темы были вынесены на обсуждение.
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин в своем выступлении отметил, что транспортная отрасль движется вперед, несмотря на санкционные вызовы. Она обеспечивает надежное снабжение промышленного сектора, бизнеса и граждан необходимыми товарами и услугами, стабильные поставки экспортной продукции отечественных компаний. В условиях формирования нового многополярного мира России удалось перестроить внешнюю торговлю, развернуть грузовые потоки на юг и восток.
- И важно завершить начатые системные преобразования. Для этого в течение ближайших лет на финансирование государственной программы развития транспортной системы в федеральном бюджете предусмотрено около 1,5 трлн рублей ежегодно, - сообщил премьер-министр. Он также выделил ключевые задачи отрасли, которые предстоит решить.
Транспортная отрасль во многом определяет экономическое развитие страны. Дороги и комплексная связка с другими видами транспорта - это основные драйверы развития, считает заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. Он рассказал о задачах развития дорожной отрасли и планах модернизации транспортного каркаса в стране.
- Сегодня у нас есть все инструменты и сформированный план для реализации национальных целей и задач, которые обозначил Президент. В 2024 году в 105 агломерациях мы должны привести 85% улично-дорожной сети в нормативное состояние. По итогам этого года большинство регионов этой цели уже достигают, – ведем работу с опережением сроков, - сообщил зампред Правительства.
Минтранс РФ и Росавтодор определили опорную сеть страны – это 160 тысяч километров основных федеральных и региональных дорог, по которым движется самый большой поток автотранспорта.
- Работаем также на объектах нацпроекта "Безопасные качественные дороги" – одного из самых узнаваемых среди населения, - добавил Марат Хуснуллин.
Самарская область – регион с развитой транспортной отраслью. Через область проходит федеральная трасса М5 "Урал", здесь находится крупный железнодорожный узел с выходом на Транссиб, налажено водное сообщение – имеются развитые действующие порты, ведутся переговоры о создании портово-логистического хаба.
Реализуется значимый инфраструктурный проект - строительство трассы "Обход Тольятти" и моста через Волгу как части международного транспортного коридора "Европа – Западный Китай". В области работает завод АвтоВАЗ, чьи машины по итогам первого полугодия 2023 года заняли 40% рынка России.
В регионе создается кластер беспилотной авиации. До конца 2023 года будет обеспечен запуск серийного производства грузовых БПЛА с постепенным увеличением мощности в течение следующего, 2024 года. Недавно Правительство РФ установило на территории области экспериментальный правовой режим для эксплуатации беспилотных авиационных систем.
На выставке в рамках "Транспортной недели" на стенде Самарской области был представлен комплексный проект по гражданским беспилотникам – грузовая беспилотная авиационная система R12, которая разрабатывалась для увеличения скорости доставки небольших и срочных грузов. Применение этого дрона весом 10 килограммов позволяет, к примеру, организовать оперативную доставку лекарств и документов на суда, которые стоят на рейде, в удаленные поселки и в пределах мегаполиса, минуя пробки.
В последние годы регион как лидер в стране по дорожному строительству и приведению автомобильных дорог в нормативное состояние трижды получал от заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина награду "Золотой каток". В этом году дипломом также были отмечены успехи Самарской области в реализации нацпроекта "Безопасные качественные дороги". В рамках "Транспортной недели" награду губернатору Самарской области Дмитрию Азарову вручил Марат Хуснуллин, который отметил успехи региона в развитии дорожного строительства.
- В Самарской области все стройки идут хорошими темпами. Это касается и дорожного, и жилищного строительства – все на высоком уровне, – сказал Марат Хуснуллин, отдельно выделив проект строительства моста через Волгу.
Особое внимание в Самарской области уделяется общественным перевозкам. Новые автобусы уже получили ряд городов и районов, обновление автопарка общественного транспорта продолжится.
Как отметил Дмитрий Азаров, форум определяет стратегию развития дорожной отрасли, способствует ее актуализации, уточнению.
- За последние два года произошли большие изменения в транспортных потоках, грузоперевозках. Совершенно очевидно, что отрасль должна была быстро переориентироваться и создавать возможности движения товаров. Конечно, это подтягивает и работу транспорта, и подготовку инфраструктуры, чтобы снимать те самые логистические, инфраструктурные ограничения, о которых говорил Президент страны Владимир Владимирович Путин совсем недавно, в том числе в ходе своего визита в Казахстан. Самарская область в этом направлении работает активным образом, и поэтому нас отмечают, - сказал губернатор.
Привлекает внимание и приводится в пример крупнейший инфраструктурный проект региона – 100 километров трассы и строительство мостового перехода через Волгу.
- Если бы этого проекта не было, регион рисковал остаться на обочине товаропроводящей сети, кто знает — на обочине развития экономики нашей страны. Мы рассчитываем, что при поддержке наших коллег из федерального Правительства и лично Марата Шакирзяновича Хуснуллина, с которым мы постоянно находимся во взаимодействии, в том числе по реализации этого объекта, в следующем году проект станет объектом. И наш мост примет первые автомобили, первые грузы. Очень важное для страны направление. Это, конечно, даст колоссальный толчок развитию экономики нашего региона на десятки лет вперед, - отметил Дмитрий Азаров.
В рабочей программе главы региона также был ряд встреч и переговоров с представителями федеральных компаний и учреждений отрасли. Результат работы – дополнительные инвестиции в регион, новые стратегические проекты. Так, на "Транспортной неделе" губернатор провел встречи с генеральным директором АО "ФПК" Владимиром Пястоловыми руководителем Федерального дорожного агентства Романом Новиковым, по итогам которых были достигнуты договоренности о дальнейшем развитии транспортной отрасли Самарской области.