Начинается сезон отпусков, а значит самарцы поедут отдыхать в другие города и к своим родственникам. Ни для кого не секрет, что самый популярный вид транпорта для дальних путешествий у нас в стране — это поезда. И первый, кто встречает нас около вагона, это проводник. Мы так привыкли к людям этой профессии, что даже не задумываемся, как и чем они живут. Поэтому корреспондент портала ProGorodSamara.ru встретился с самарской проводницей Алиной Павловой и поговорил с ней о дороге, футбольных фанатах и , конечно, подстаканниках.
- Алина, расскажите, почему вы решили стать проводницей?
- О профессии проводника мне рассказала подруга, тогда я еще училась в десятом классе. Тогда она меня очень заинтересовала, ведь это возможность путешествовать и посмотреть много городов! И после одиннадцатого класса я подала документы на курсы проводника, отучилась, стала работать. И сразу после этого поступила в железнодорожный институт. Вот так и стала проводником, работаю с 18 лет, т.е. уже почти семь лет.
- Что вообще входит в обязанности проводника? Многие пассажиры думают, что вы только разносите чай.
Конечно, обслуживание пассажиров также входит в мои обязанности, но важнейшая часть работы — это следить за безопасностью движения и специальным оборудованием. Например, проверка подвагонного оборудования также входит в наши обязанности. От этого всего зависит, доедем ли мы до точки назначения!
- Бывали ли какие-то романтические истории на работе?
- Пассажиры постоянно пытаются познакомиться, как только увидят девушку в форме, очень им нравится. Цветы дарят, шоколадки. А еще был случай, познакомились у нас в вагоне парень с девушкой и в конце концов поженились! Было это лет пять тому назад, и мы до сих пор общаемся. Но сама с пассажирами в поездах никаких отношений не завожу.
- С кем все-таки труднее всего ехать и работать в вагоне? Дембеля, барды, футбольные фанаты?
- Самое сложное это, конечно, футбольные фанаты! Нас заранее предупреждают, что они поедут, и мы морально готовимся к тяжелому рейсу. Причем неважно, выиграли они или проиграли! Ездила с фанатами «Зенита», ЦСКА, «Спартака». А вот болельщики «Крыльев Советов» ни раз не попадались. Самые буйные фанаты, пожалуй, у «Зенита». Постоянно кричат свои песни и кричалки, причем выходят на каждой станции и там продолжают! И постоянно пьют. Особенно тяжело, если одном вагоне едут обычные пассажиры и болельщики. Пассажиры просят их успокоить, но последних не успокоишь ничем и никак! Попадались также дембеля и новобранцы. Как ни странно, дембеля спокойней, чем новобранцы. Те едут, как в последний бой!
- Вы работаете в плацкарте или в купе? Где проще?
Работаю и там и там, когда как попадается. Работать одинаково сложно и в купе и в плацкарте, обязанности ведь и станции одни и те же! Единственное, в плацкарте больше пассажиров.
- Самый необычный пассажир с которым вы ехали?
- Очень много актеров попадалось и музыкантов! Я ездила с Максимом Галкиным, Сергеем Безруковым, группой «Король и Шут» и группой «Звери». «Король и Шут» даже подарили мне плеер со своими альбомами! Дело было так: я сидела ночью, дежурила, даже не знала, с кем я еду, потому что не слушаю такую музыку. Тут ко мне прибегает другая проводница и говорит «У вас же едет «Король и Шут», известная рок-группа, ты разве не знаешь? Иди бери автограф!». Но автограф я брать не стала. И вот сижу я, дежурю и тут подходит ко мне их гитарист и говорит «Скучаешь? А ты нашу музыку не слушаешь? Вот, возьми, послушай». Дал мне плеер с их песнями, я их слушала до утра, некоторые песни мне понравились. Утром хотела плеер вернуть, но он попросил, чтобы я оставила его у себя и слушала их музыку. До сих пор у меня лежит Ехали они очень тихо, песни даже свои не пели — зашли, попили чай и кофе и легли спать, утром тихонечко сошли. Сергей Безруков ехал вот один из Москвы в Питер, как обычный человек. Очень улыбчивый и душевный, всем раздавал свои фотографии и автографы, улыбался и шутил!
- Что чаще всего забывают в поезде? Куда потом попадают забытые вещи?
- В основном телефоны, кошельки, верхнюю одежду, бывает, что фотоаппараты. Мы докладываем об этих вещах начальнику поезда, а он — дежурному по вокзалу. Их снимают с поезда и отдают в специальную камеру забытых вещей, где их можно забрать.
- Расскажите про самую долгую и самую короткую поездку.
- На поезде Самара-Владивосток я не ездила, на нем ехать шесть дней в один конец шесть дней в другой. Самый мой длинный рейс — Самара-Нижневартовск, три дня в один конец, три дня в другой, на шестой день возвращаемся в Самару. Самый короткий — туристический поезд до Волгограда. Туда ехать всего семь часов в один конец.
- Как молодой человек относится к такому долгому отсутствию дома?
- Мой молодой человек тоже работает на железнодорожной дороге помощником машиниста, поэтому относится с пониманием — он в поездке, я в поездке, потом вместе отдыхаем, разногласий из-за работы нету. Вот такая у нас железнодорожная пара.
- А бывали ли какие-то совсем экстремальные случаи на работе?
- Слава Богу, у меня не было! Другие проводники рассказывали не очень приятные истории, меня все обошло стороной.
- Расскажите о стоп-кране! В каких случаях вообще можно его применять?
- Есть специальная инструкция, когда срывать стоп-кран — если есть угроза жизни пассажира или безопасности движения. Например, если пассажир опаздывает и повис на поручне, то нужно срывать стоп-кран,потому что человек может попасть под поезд! При каждом применении стоп-крана начальник поезда составляет специальный акт, фиксируется, на сколько поезд задержался, стоп-кран обратно пломбируется.
- И что, бывали случаи, когда приходилось его применять?
- Два или три раза, когда опаздывал пассажир и запрыгивал на подножку, держась за ручку. Двери открыты только в штабном и последнем вагоне, поэтому приходилось срывать стоп-кран, чтобы впустить опоздавших. К счастью, ни раз не было такого, чтобы мой пассажир не успевал на поезд и оставался в чужом городе!
- Когда работать проще зимой или летом?
- Однозначно летом! Зимой подвагонное оборудование покрывается наледью, а ведь мы за всем этим следим, отбиваем все сосульки. Может замерзнуть раковина, тогда ее приходится отогревать, ведь без этого невозможно заправить вагон водой. Также тамбура и переходные площадки заметает снегом, мы их чистим и подметаем. Т.е. Зимой число обязанностей увеличивается.
- А с какими-то необычными просьбами пассажиры подходили?
- С необычными просьбами нет, но был интересный случай — у нас чуть женщина не родила прямо в поезде. Ехали они вдвоем с мужем в купе, почти подъезжаем в Москве, тут прибегает к нам ее муж, весь взлохмаченный и говорит «У меня жена рожает, несите простыни и горячую воду!». Мы тоже испугались, доложили начальнику поезда, тот вызвал скорую прямо на вокзал, до Москвы осталось полчаса. Мы уже приготовились принимать роды, но поезде все-таки успел доехать и роженицу увезли в больницу. Потом вечером муж пришел к нам с цветами, конфетами. По дороге в роддом у них родился сын.
- Пытались проехать «зайцы»?
- Вообще нет, мы за этим строго следим, один проводник проверяет билеты на входе, второй выпроваживает провожающих, простите за каламбур. Однако, тут есть исключение — футбольные фанаты, про которых я уже рассказывала. Однажды они пытались провезти безбилетника в рундуке! Естественно, мы их там находим и высаживаем на перрон!
- А какая самая любимая песня про поезда?
- Нравятся многие, в том числе бессмертный хит Андрея Макаревича «Вагонные споры». Но все-таки любимая — гимн проводника, которая так и называется. Сочинили ее сами проводники и среди широких кругов она неизвестна. Это веселая песня о нас, о том, что мы создаем уют в поезде.
- А что насчет фильмов? Смотрели «Поезд Москва — Россия» со Светлаковым?
- Есть сериал, называется «До следующего рейса!», про жизнь трех проводниц, про истории, которые с ними происходят, и в конце серии как раз одна из них произносит «До следующего рейса!». Очень правдивый сериал, точнее, многосерийный фильм. А в «Путейцах» много выдумок! Например, если чуть что не так, то проводница пишет заявление на увольнение начальнику поезда. Естественно, так делать нельзя, у нас же есть отдел кадров! Фильм со Светлаковым не успела пока посмотреть, но вот нашему начальнику поезда очень понравился! Обязательно посмотрю его, как будет время!