Самарские кондукторы придумали новый "левый" способ зарабатывать деньги, не нарушая закона. Минимальный заработок таких "предпринимателей" составляет 10 тысяч рублей, пишет smartnews.ru.
Финансовая схема основана на разнице стоимости билета, купленного за наличные, и оплаты проезда транспортной картой. Чтобы осуществить эту схему кондуктору достаточно купить проездную карту, а дальше все просто: он принимает от пассажира наличные деньги в размере 18 рублей, выдает ему билет, а оплачивает проезд своей транспортной картой уже по 15 рублей. Вот эту самую разницу в 3 рубля и изымают кондукторы.
Благодаря этому к концу месяца сумма левого заработка нередко достигает 10 тыс. рублей, но бывает и в 2–2,5 раза больше.
"Раньше кондукторы искали на стороне левые катушки с билетами и продавали их пассажирам. Потом они стали более защищены от подделок, и работникам пришлось искать новые пути. Например, стали просить пассажиров вернуть им билет при выходе из автобуса, а потом продавали его повторно. Появление транспортных карт просто дало еще одну возможность зарабатывать левые деньги", - рассказывает бывший кондуктор Татьяна Новикова.
Естественно, транспортные предприятия стараются выводить нечестных кондукторов на чистую воду. Например, на билете указывают цену. Таким образом, каждый пассажир может проследить, сколько именно он заплатил за проезд. Для отлова мошенников устраивают специальные контрольные рейды, после чего пойманных на хитростях кондукторов увольняют.
"Со случаями мошенничества со стороны кондукторов мы боремся, контролируем их, когда они работают на маршруте. Если нам кондуктор попадается на каких-либо махинациях, его увольняют", - говорят в пресс-службе департамента транспорта Самары.
"Очень интересный казус. Если смотреть с точки зрения пассажирской компании, мошенничества, в общем-то, нет, проезд оплачен по установленному тарифу. Пострадавшей стороной тут является пассажир, который заплатил больше, а чек получил на меньшую суму. Но объем обмана — 3 рубля — настолько ничтожно мал, что перспектива заведения уголовного дела против кондуктора весьма сомнительна. В идеале с жалобой в МВД должны обратиться тысячи человек, тогда сумма будет внушительной и уголовное дело будет заведено", - объясняет частный юрист Андрей Клевцов.
Мнения жителей города:
- Я видела, как кондукторы используют для оплаты свои карточки. Но осуждать их сложно. Нельзя, чтобы человек, работающий с деньгами, получал небольшую зарплату, - говорит Анна Васина
- Меня в самарском общественном транспорте чаще всего просят отдать билет кондуктору при выходе из автобуса. Что же касается схемы, которую придумали в Самаре, то я не думаю, что кто-то из самарцев внимательно всматривается в цифры, которые написаны на билетах, - рассказывает Сергей Загиров
- Я несколько раз обращала внимание на то, что цена, указанная на билете, ниже той суммы, которую я отдала кондуктору. Но выяснять, из-за чего разница, и поднимать скандал я не стала, - сетует Валентина Карасева