Что это за культура такая, «фиксеры»?
- Культура любителей и ценителей велосипедов с фиксированной передачей. Началось всё японских курьеров. Они колесили по городам и развозили разные посылки, хотели иметь максимально простые, удобные и лёгкие велосипеды. Для этого как нельзя лучше подходили трековые велосипеды, у которых была максимально простая и надёжная комплектация. Велокурьеры принялись носиться по городу на велосипедах, цепляясь за машины, нарушая все правила дорожного движения, лишь бы вовремя доставить послание. Определенно, велосипеды с фиксированной передачей стали для них отличными помощниками! И потом уже пошла как таковая субкультура «fixed gear» - производное от «фиксированная передача».
Как эта культура попала в Самару, так далеко от США?
- У нас в Самаре увлечение такими велосипедами началось 2011-2012. У нас в городе никогда не было трекового велоспорта, поэтому занимались этим буквально 4-5 энтузиастов, которые начали вникать в культуру, интересоваться, даже что-то заказывать. А потом кто-то нашёл подвал с трековыми велосипедами, их начали раздавать по Самаре. И начало всё больше и больше людей присоединяться к движу, сейчас вот уже активно участвуют человек 30-35.
Чем сейчас живёт ваш «движ»?
- По прошествии года, участники начали организовывать гонки. Народа становилось всё больше, и просто выкатываться по городу уже было не так интересно. Как раз тогда и начались первые соревнования.
Что для вас является самым приятным и привлекательным в этом?
- По факту, ты едешь на очень лёгком велосипеде по дорогам города. За счёт такой передачи можно развить очень быструю скорость и довольно спокойно двигаться в городском трафике, являясь полноценным участником движения.
Как добыть такой велосипед?
- На самом деле, здесь нет ничего сложного. Чтобы «добыть» такой велик, достаточно залезть на специализированный сайт и купить (если есть огромное желание) трековый велосипед. Раньше да, ребята собирали по частям себе велики: брали советские рамы, заказывали колёса, втулки, рули. Сейчас же это всё это как никогда доступно.
Есть ли какие-то сложности в управлении?
- Сложностей как таковых нет. Есть момент к которому нужно быть готовым, и он, в принципе, один. Передача фиксированная и скорость развивается очень большая. При движении по городу в трафике нужно всегда думать наперёд - где нужно сбавить ход, а где прибавить «газу», предугадывать и свой и чужой манёвр, ведь средняя скорость может доходить до 40 км/ч. С такой передачей резко остановиться просто физически невозможно. Нужно на 2-3 шага быть впереди.
Как вам самарские дороги с участниками движения, трафиком?
- В основном мы предпочитаем передвигаться по центральным улицам или загородным магистралям, а там дороги везде хорошие. Так что асфальт проблем не доставляет. Полицейские тоже не докучают, да и мы им стараемся проблем не создавать. Исключение составляют некоторые отряды ППС, которые иногда спрашивают про велосипеды, рамы, выясняют, краденые они или нет. С трафиком чуть сложнее - некоторые понимающе относятся и дают проехать, а некоторые бывают вредные, подрезают иногда.
Бывали случаи аварийные?
- Конечно, бывали. Однажды я ехал прямо, в крайнем правом ряду, а со встречки водитель пытался вывернуть налево во двор. Он меня не увидел и начал манёвр, а я понял, что остановиться не успею, и начал уходить от аварии, распорол себе бок при падении. Ещё был случай, когда велосипедист выехал из потока и водитель сделал то же самое в тот же момент. Парень просто влетел в него со всей скорости. Автолюбитель оказался очень лояльный и оказал 1-ую помощь, отвёз в больницу. 20 швов наложить пришлось.
Как вы контактируете с другими велосипедистами?
- Ну, со всякими другими вело-сообществами у нас отношений нет. У нас нет фонарей на велосипедах, защиту мы используем минимальную, и наши катания совсем другую цель проследуют. Поэтому мы практически не поддерживаем контакт, и они нас немного недолюбливают. В их сходках и касаниях мы не участвуем, а устраиваем свои.
Из каких людей состоит ваше сообщество?
- Совершенно разные люди. В прошлом году даже несколько одиннадцатиклассников было, ездили на них в школу, сейчас они уже студенты. А в целом у нас есть и программисты, и офисные работники, и даже заводчане, музыканты местных самарских групп. То есть контингент очень разношёрстный. Возраст тоже не ограничивается только 20-летними. Есть ребята, которым 35 лет и больше.
Насколько дорого увлекаться такими велосипедами?
- Могу сказать так: топовое оборудование, как и с другими средствами передвижения вроде машины или мотоцикла, стоит денег. Цена рамы может доходить до 300 000 рублей, комплект колёс - до 150 000 рублей. К этим ценам стоит добавить ещё другие детали, и получится кругленькая сумма. Но среди этого «тёмного царства» высоких цен есть и «луч света». Новичку для комфортного катания можно найти достаточно недорогой байк сразу в сборе, и уйдёт на это не больше 15-20 тысяч рублей.
Как дела обстоят с охраной и кражей ваших байков?
- Кражи бывают, конечно, но редко очень. Такие велосипеды очень приметные, а сообщество ценителей, в сравнении с другими, очень небольшое. Собственно поэтому тем, кто их крадёт, сбыть их невероятно сложно, а кататься на них - так вообще сравнимо с признанием в преступлении. Безусловно, такие дорогие велики надо пристёгивать и лучше дорогими замками.
Как fixed gear-культура упоминается в массовой культуре - книги, фильмы, музыка?
- Так, чтобы прямо упоминалось подробно, такого почти нет. Есть такой фильм «Курьеры», там как раз чуваки катаются на фиксах. В книгах я вообще не встречал. А из известных личностей - помню, L'ONE был замечен на «фиксе», модель Fuji Classic.