В современном мире мы не можем представить свою жизнь без фотографий. Снимки в соцсетях «льются рекой». Снимают все, кому не лень, используя все от обычных телефонов до дорогих фотокамер. Мы пообщались с известным фотографом, членом Союза фотохудожников России, председателем фотообъединения Самарского отделения Союза журналистов России Юрием Стрельцом и узнали как он относится к тому, что у каждого второго сейчас есть фотоаппарат, и умрет ли фотография как искусство.
- Что подтолкнуло вас заняться фотографией? С чего возник интерес к фото?
- Мы все в молодости ищем себя, я хотел заниматься чем-либо творческим, петь я не умею, танцевать тоже. Первый фотоаппарат у меня появился в возрасте 10-11 лет, но тогда я не проявил интерес к фотосъемке. Будучи уже взрослым, лет в 19, я стал понимать, что мне это интересно. В 1979 году я пошел учиться на разъездного, бытового фотографа. После полгода учебы я ушел оттуда, мне стало скучно там, но ремесло я освоил. Я хотел попасть в газету, заниматься фотожурналистикой, но тогда это было очень сложно, так как в городе на тот момент было всего лишь три газеты - «Волжская заря», «Волжская коммуна» и «Волжский комсомолец».
- С чего начиналась ваша карьера?
- Так как попасть в газету у меня шансов не было, я начал работать на заводах фотографом, сначала на «Прогрессе», потом на авиационном. Потом случилась Перестройка, произошел «всплеск» печатных СМИ, и вот появилась первая некоммунистическая газета «Самарские известия». Но на тот момент я уже работал в заводской газете девять месяцев. В 1991 году меня приняли в штат «Самарские известия», я был очень счастлив!
- Когда и где была ваша первая публикация?
- Первая публикация была в «Волжской заре» в 1979 году, тогда мне за нее заплатили 2 рубля, на тот момент средняя зарплата составляла 130 — 150 рублей. Сначала вышла моя фотография, потом мне поручили написать небольшую статью к этому снимку.
- Как получилось, что вы стали выставлять свои фотографии на выставках?
- Я сделал свою персональную выставку в бывшем ДК «Мир». Сейчас мне кажется, что на тот момент эта была какая-то дилетантская выставка. Я выставлял все, что было — это были мои путешествия, этюды, портретная съемка. Тогда нельзя было сказать, что я готов к этому, но было сильное желание выставляться. Все фотографии были в черно-белом формате. На тот момент цветных фотографий в свободном доступе не было, конечно, можно было самому что-то сделать, но этот процесс был очень трудоемкий и дорогой.
- Почему вам нравится снимать спортивные репортажи?
- Я в детстве занимался футболом, из-за этого мне спорт интересен. В спорте за несколько часов люди проживают целую жизнь. Эмоциональные всплески, кто-то плачет, кто-то смеется. То, что у человека проходит за всю жизнь, в спорте можно увидеть за короткий промежуток времени.
- Важна ли для фотографа аппаратура?
- Конечно, важна! Особенно для спортивного фотографа, помимо интуиции, реакции. Для каждого вида спорта нужен определенный вид объектива. Все зависит от площадки, где будет проходить съемка.
- Как вам удается поймать удачный кадр?
- Если брать спорт, то помогает знание предмета. Имея определенный опыт, я уже представляю, что человек там будет делать. Предугадываю ситуацию.
- Когда вы снимали на пленочный фотоаппарат, бывало, что репортаж не удавался?
- Так как приходилось профессионально снимать, то от тебя всегда что-то ждали. Совсем уж провалить нельзя было.
- Вы снимали в других странах. Какая из них для вас была самой экзотической и интересной?
- Самая дальняя моя поездка была в США. Там было довольно интересно, но из-за того, что мы ездили в Вашингтон и Нью-Йорк, погрузиться полностью в съемку не смог. Ну, а самой экзотической страной можно назвать и Египет. Если, конечно, там не валяться на пляже, а уехать в пустыню, к бедуинам.
- Как вы относитесь к тому, что люди массово начали увлекаться фотографированием — от снимков на обычные телефоны до дорогих фотокамер?
- Двояко я к этому отношусь. С одной стороны — это хорошо, что люди начали этим заниматься, с другой стороны, тут всю жизнь снимаешь, иногда не знаешь, как это сделать, волнуешься, а тут все так легко! Телефон достал и снял. Сейчас снимают все, кому не лень, и это в какой-то степени, может быть, плохо. Есть люди, которым не стоит этим заниматься. Из-за этого всего падает общий уровень.
- Умрет ли фотография как искусство?
- Конечно, есть такая опасность. Современные технологии, конечно, помогают - они расширяют возможности, но, с другой стороны, уходит авторство. Чем больше будет всех этих «автоматов», тем меньше останется человека.