Самарский художник рассказал, как придумал знак метро и научился рисовать дрелью

01.12.2014, 13:41 , Служба новостей

Расскажите о вашей студии.

Моя студия работает с 90-х годов, ее основатель мой отец Константин Головачев - профессиональный разработчик товарных знаков, шрифтов и логотипов. Я учился у него этому ремеслу, освоил его и теперь продолжаю его дело.

А где Вы получили образование?

Учился в самарском государственном педагогическом университете, как он раньше назывался. На кафедре живописного декоративно-прикладного искусства. Моими преподавателями были Юрий Филиппов - известный русский художник, картины которого находятся сейчас в Третьяковской галерее, Александр Бондаренко и многие другие самарские художники. Но я не доучился в институте и ушел работать в студию своего отца. Так повернулись жизненные обстоятельства.

Bat-bark

Много денег приносит такая работа?

Мне хватает денег, чтобы утраивать выставки и путешествовать. У меня сдельная работа, чем больше заказов, тем больше денег. Но не каждая моя работа изначально является коммерческой. Мне приходит образ, его рисую в векторной программе. Это может быть набросок таинственного сказочного существа. Впоследствии ко мне обращаются люди, которые хотят использовать его для своих коммерческих целей, то есть маркировать какой-то товар или услугу.

Сова-восьмерка

«Не буду скрывать, она принесла мне миллион рублей»

Из коммерческих работ, какая принесла Вам больше всего денег?

Это хороший вопрос. Есть такая работа, которая называется «Сова-восьмерка». Не буду скрывать, она принесла мне миллион рублей. Дело в том, что изначально я не собирался ее продавать. Эта работа была продана для торговой марки продуктов. Клиент сам предложил мне сумму, и я согласился. Гонорар приятный. В скором времени эта работа будет использоваться для маркировки продукции. Кроме того, я должен буду создать бренд-бук для этого клиента и оформить все фирменные материалы.

Пару лет назад я делал неплохой заказ для регионального производителя. Работа заключалась в оформлении упаковки и разработки логотипов самой фирмы и всех линеек сухариков и рыбных снеков этого производителя. Мной были созданы логотипы для двух торговых марок - Н.З. (неисчерпаемый запас) и "Айдашки". Сейчас эти продукты успешно продаются. А так же был разработан фирменный знак самого производителя.

В чем прелесть создания новых знаков?

Мне нравится создавать композиции. Знак - это максимально сжатая, замкнутая структура, образ в которой строится из единого приёма, или системы приемов, это законченный и продуманный образ, в котором нет ничего лишнего. Образ который создаётся для использования в очень небольшом размере. Мне очень нравится термин "топология образа" который я придумал для обозначения процесса превращения одного образа в другой, а так же для обозначения развития образа от знака до картины. Вся разница между знаком и картиной только в размерах. Поэтому многие мои графические работы являются чем-то средним между картиной и знаком.

Какие проекты Вы делали для родного города?

Я разработал фирменный знак для самарского метро. Концепция нового знака самарского метро была разработана мной несколько лет назад и представлена в интернете. Этот фирменный знак был предложен руководству самарского метрополитена, но, видимо, самарскому метрополитену не нужен новый логотип. Я всегда стараюсь продвигать такие работы и показывать.



В Самаре к Чемпионату мира разработали символ города. Как он Вам?

Да, я его видел. Мне он не нравится. Я бы сделал другой символ. Если бы обратились ко мне, я бы помог. Не стали бы изображать такое яйцо как сейчас? Я вообще не стал бы изображать яйцо! Мне кажется, что я это уже видел. Этот символ как будто взят откуда-то. Я не очень-то люблю такой подход. Мне хочется, чтобы работа была уникальной. Да, это очень сложно. В любом случае, подход должен быть иным. Я считаю, что такие вопросы должны решаться научным, коллегиальным путем. То есть должна собраться группа компетентных людей, которые имеют в своем арсенале работы.

«Каждый творческий человек считает себя самым крутым и гениальным»

Бывали у Вас конфликты с другими дизайнерами?

Нет. Ко мне никто не обращался по таким вопросам. По молодости я мог позволить себе что-то сказать, но сейчас уже нет. Искусство настолько сложная материя, что делать из него «игру в шахматы» неправильно. «В шахматы играют» клиенты, они друг с другом воюют, пытаются забрать сферы влияния. Я считаю, что в искусстве этого не должно происходить. Но на самом деле это происходит, каждый творческий человек считает себя самым крутым и гениальным.

Торговая марка WEPLER галстуки

Тяжело защищать авторские права?

Авторское право не нужно доказывать. Можно просто показать свое произведение на выставке, сфотографировать, выложить в интернет. Трудно вообще провести границу между воровством идеи и не воровством. Нужно либо быть очень осведомленным в этой сфере или наоборот ни на кого не смотреть. Каждый сам решает, как ему удобнее.

Что Вас связывает с художниками граффити?

Я вижу глубочайшую связь между техникой баллона и векторной графикой. Даже пишу об этом статьи, которые вскоре увидят свет. Казалось бы, что сферы совершенно разные. Но у меня иная теория.

Единорог

"Теггинг - очень интересная вещь"

Все дело в тегах, которые похожи на лейблы и логотипы художников?

Теггинг - очень интересная вещь. Что такое тег? Это ваше внутреннее состояние, это как ваша подпись. От простой закорючки он может развиться до композиции. Логотип может быть сделан в виде тега или наоборот.

Давайте поговорим о ваших экспериментах в искусстве. Как Вам пришло в голову использовать технику рисования дрелью?

Это очень интересный графический эксперимент. Я хотел разработать универсальный художественный прием, который опишет часть моего творчества. Этот прием очень подходил к использованию дрели. Сначала я очень переживал, думал: «А может кто-то уже сделал это?» Я увидел в интернете видео фотографа, который обмакивал дрель в краску и снимал. Тогда я обрадовался, что моя концепция и его эксперименты не пересекаются. Ведь я предложил рисовать множеством точек. В результате получается универсальная кисточка. Я использую дрель для реализации частных дизайнерских задач. Я делаю каллиграфические композиции. Беру какой-то шрифт и делаю в такой технике.

"Я очень люблю детское творчество"

Расскажите еще про свое творчество.

Я веду свои стили с самого раннего детства, мои первые работы хранятся в специальной детской галерее. Сейчас у меня родилась маленькая дочка, и я учусь рисовать у нее. Я очень люблю детское творчество, я чувствую себя самим собой среди детей. Для меня ребенок - самый наивысший и чистый человек. Ребенок берет карандаш и рисует, как он чувствует. Самое интересное, что он абсолютно прав. Нужно учиться мыслить как дети, нужно стараться не замылить свой взгляд. Поэтому я провожу как много больше времени с детьми, чтобы быть ближе к истине. Когда дочка рисует, я снимаю это на видео, а потом пересматриваю. Мне очень нравится, что она делает.

А. Neomodern font

Где можно посмотреть ваши проекты?

У меня есть сайт scorpy-design.ru, где я выкладываю свои работы. Там будет раздел о детском творчестве. Также я веду блоги. Кроме того, в ближайшее время я хочу реализовать социальный проект, направленный на развитие любви к традициям деревянной резьбы. Он будет очень масштабный.