Самарский иконописец: икона - окно в высший мир!

27.11.2014, 14:46 , Служба новостей

- Как вы пришли в иконопись?

К иконописи я приходил постепенно. Долго учился на художника, в советское время занимался живописью и графикой, участвовал в выставках. Где-то в начале «перестройки» я стал интересоваться древнерусской иконописью, но тогда писать не пришлось, ведь отношение к религии было отрицательным. А потом я узнал отца Евгения, который в конце 80-х годов занялся восстановлением духовного училища. Он мне и предложил расписать стены в семинарии. Отец Евгений познакомил меня с иеромонахом московской лавры, иконописцем, который стал моим наставником в начале 90-х годов.

- Знаю, у вас есть множество работ. Скажите, какая для вас самая любимая?

Трудно что-то выделить. Любимая, наверное, последняя. Сейчас расписываю храм в селе Винновка. 5 лет назад я работал над старом храмом в этом населённом пункте. Параллельно, я расписываю этот храм в Честь Иконы Божьей Матери.

- Вы расписываете его в одиночку?

Нет, росписью занимается и мой сын, который реставрирует стены в семинарии. Он работал со мной и в Винновке, расписывает храмы в Москве. Помогают мне моя дочь и зять, многому я их научил. Так, орнамент в этом храме вышел из под её кисти.

- А в каком стиле вы пишете иконы и расписываете храмы?

В каноничном, древнерусском. Он основан на византийском стиле. В нём писали Рублёв и Дионисий.

Я пишу в древнерусском стиле

- Как создаются иконы?

Есть сторона «технологическая» - мастерство, краски, дерево и другое. Обязательно нужно подобрать древние образцы иконы. Но, скажу сразу, это не копирование.
Потом идёт рисунок, роспись. Основа, конечно, краски. Лучшими считаются пигментные, на яичном желтке. Затем, изображение покрывается лаком.

К сожалению, некоторые иконописцы слишком увлекаются техникой и не уделяют должного внимания духовному содержанию. Очень важно понимать каноны и традиции, то что наработано веками. Икона, исторически, это соборное творчество святых отцов, иконописцев, старцев. Мастер должен верить и понимать богословие иконы. Ведь в ней всё должно быть гармонично и сделано с любовью.
Икона, как говорят святые отцы - «окно в горний мир». Плоскостная иконопись с обратной перспективой позволяет создать это окно. Человек через такую икону прикасается к святости.

- Икона обязательно освящается. Расскажите про этот обряд?

Священник окропляет святой водой икону. Если икона посвящается какому-то святому, то читается соответствующая молитва. Это и есть таинство освящения.

Иконописец должен верить

- Расскажите про роспись храмов. Как она происходит?

По технике и богословию - та же сама иконопись. Отличается большими объёмами и своим каноном. Изображается вселенная. В куполе лик Спасителя, ниже — Силы Небесные, потом идут апостолы и Богоматерь, а внизу — земные святые. Таким образом, показывается связь Земли и Неба. Учитывается и в честь кого построен храм.

- Сколько времени уходит на создание одной иконы?

Трудно сказать. Большую, сложную икону можно писать год. Ведь есть предел и физических, и духовных сил. Несложную икону, не считая время на подготовку, можно написать и за месяц. Многое зависит от морального состояния. Когда легко на душе, то и пишется лучше. Но, спешить в иконописи нельзя. Так, древесина должна быть определённого возраста, чтобы изображение на ней не растрескалось. Невозможно иконопись регламентировать сроками.

- Вы писали иконы на заказ для светских, рядовых верующих людей?

Да, но редко. Не смог отказать семейной паре из Чапаевска, у них погибла дочь. Они заказали большие, метровые иконы святой дочери и Богородицы, для пожертвования в храм. Писал я их долго, но заказчики были мне очень благодарны. Сейчас пишу три иконы, по заказу одной женщины, тоже для жертвования. Всегда предупреждаю, что времени у меня немного и работа может продолжаться до года.

- Святые образы сейчас массово тиражируются, в том числе и полиграфически. Так, многие водители вешают иконки в свои авто. Как вы к этому относитесь?

К тому, что люди размещают их в машинах я отношусь хорошо. Это традиция и проявление веры. Но, есть один нюанс. Раньше церковь их не признавала бумажные иконы и даже осуждала. Теперь же они сплошь и рядом. Фактически, всё превращено в коммерцию. Создаются фабрики, где производятся образа, оклады и другое. Вот что страшно. Одно дело, когда человек целенаправленно заказывает настоящую икону, её ценят, хранят и уважают. К массовой полиграфии и отношение соответствующее, что меня очень огорчает. Наверное, это деградация. Некоторые богословы называют их даже лжеиконами. И проникло такое отношение к иконам к нам из католического мира, где всё пронизано духом материализма и коммерции.

Чудотворность икон это доказанный факт

- Может ли иконописец быть человеком неверующим, атеистом?

Он тогда и не иконописец вовсе. Чтобы он не рисовал, иконописцем он не будет. Художник может что-то нарисовать или расписать, но по-сути он останется светским человеком, ему будет многое недоступно.

- Есть такое явление, как чудотворные и мироточащие иконы. Отношение к этому явлению совершенно разное. А каково ваше мнение?

Конечно, они существуют. Много в истории известных примеров. Даже в XX веке, учёные, пытавшиеся опровергнуть, доказывали это явление. Бывали, конечно, и подделки. Но церковь тщательно собирает доказательства чудотворности. Один раз в Лавре, я был свидетелем того, как икона покрылась испариной, во время молитвы.

- Скажите, почему иконопись получила столь мощное распространение в православии и, в частности, в нашей стране?

Икона получила распространение ещё в Византии. Но, там имело место иконоборчество, которое, к счастью, проиграло. Есть церковный праздник «Торжество православия» — это день, когда победило иконопочитание.

К нам иконы пришли вместе с греческим христианством. Люди их быстро полюбили. В каждом доме была икона, люди носили с собой образки. Особенно было много икон Богородицы — заступницы России. Другой вопрос, что с расколом на католиков и православных, в западном мире, постепенно, иконопись пошла по другому пути. Там они перестали быть «окном в горний мир». Иконопись превратилась в Библию для неграмотных, в картинках. А в последующим, протестанты вообще отвергли иконы.

На Руси же, люди всегда общались с богом через образа. Когда в России стали расчищать древние иконы — хлынул настоящий поток света и любви.