Что мы представляем себе, когда слышим слова «виртуальная реальность» или «программируемые роботы»? Какой-нибудь фантастический фильм или Силиконовую долину в Калифорнии. Мы привыкли, что все это где-то далеко от нас, на острие науки в зеркальных зданиях. Потому я был немало удивлен, когда узнал, что в Самаре есть ребята, которые занимаются и виртуальной реальностью и роботами и еще много чем. Мы пришли в гости в «Центр прототипирования СамГУ», встретились с его резидентом Александром Шимановым и спросили, так ли далеко будущее, которое нам показывают в фильмах.
- И первый же вопрос — что означает это страшное слово, которое я не могу выговорить?
- Прототипирования?
- Именно!
- Мы занимаемся тем, что делаем прототипы на 3D-принтерах или лазерных станках, собираем и думаем, что с этим делать дальше, пускать в серийное производство или делать индивидуальные заказы.
- Собственно, как тебя занесло в такую необычную сферу? Что ты заканчивал?
- Университет Наяновой по философскому направлению, а технологии мне были интересны всегда. Моя работа тесно связана с человеческим мышлением и восприятием, мне интересно, как все это работает, именно поэтому я и начал изучать виртуальную реальность.
- Откуда вообще взялось понятие виртуальной реальности?
- Сама концепция (но не понятие!) появилось еще у Платона в мифе о пещере (суть мифа - в пещере спиной ко входу сидят люди, которые видят только тени, отбрасываемые реальными предметами, и ничего кроме этих теней они в жизни не видели - прим.автора) Если посмотреть с нашей точки зрения, человек в этой пещере как раз и пребывал в виртуальной реальности. Он привык к несуществующим образам (теням на стенах пещеры), если бы он вышел в реальный мир, он бы сказал «Иллюзорно то, что я вижу сейчас». И вернулся бы обратно. Чисто технически первые примитивные устройства виртуальной реальности появились в середине 20 века, именно тогда их пытались запатентовать. Эти устройства проецировали изображение прямо в глаза. Позже появились системы, которые отслеживают повороты головы, причем, сначала это были механические устройства, а уже потом электронные. Конечно, все упиралось в качество дисплея и мощность процессора. Настоящий прорыв произошел за последние несколько лет, и теперь полноценные шлемы есть в открытой продаже. Сейчас все это стоит космических денег — около 1500 долларов за шлем вместе с компьютером, который должен быть очень мощным!
- Я правильно понимаю, что сейчас эти технологии используются в основном для развлечений?
- Да, в основном для компьютерных игр. Но начиналось все с университетских и военных разработок, например шлему «Окулус Рифт» предшествовали серьёзные исследования американской армии. Только потом идея шлема виртуальной реальности стала известна «на гражданке». Конечно, инвесторы поддержали ее, потому что шлем можно использовать в компьютерных играх, которые неплохо продаются. Но на самом деле шлемами заинтересовались и психологи и медики. Я знаю, что в самарском медуниверситете разрабатывается системы, позволяющие смотреть проекцию МРТ на пациенте во время операции! Естественно, все это стоит баснословных денег. Однако есть технологии, позволяющие испытать виртуальную реальность на себе прямо сейчас. Попозже я их продемонстрирую.
- У Виктора Пелевина в книге «Шлем Ужаса» высказывается мысль, что с помощью шлема виртуальной реальности человеку можно внушить иллюзию выбора — т.е. Ему будет казаться, что выбор делает он сам, хотя на самом деле все уже решено разработчиками. Как думаешь, возможно ли это?
- Уже сейчас существуют методики, которые незаметно влияют на человека и его выбор. То, что существует уже сейчас, можно использовать в любых мирах, в том числе и в виртуальном! Хотя вообще сам вопрос выбора очень сложный.
- Как думаешь, достигнут ли когда-нибудь технологии того, что человек не сможет отличить настоящую реальность от виртуальной?
- Начнем с того, что уже сейчас есть люди, не отличающие реальность от вымысла, поэтому предрасположенность к этому у человечества есть. Во-вторых, есть люди, которые могут сойти с ума даже от книг или новостей. Это ответ всем тем, кто боится новых технологий — да, всегда будут жертвы, да, всегда есть те, кто готов «вестись». У Гёте была книга «Страдания юного Вертера», который в конечном итоге покончил с собой. Неудивительно, что после ее выхода в Европе повысилось число самоубийств. Так что человек по своей природе склонен к внушению... Если же говорить конкретно о том, насколько виртуальная реальность будет, так сказать, реалистична — сейчас виртуальная реальность идет по зрительному и слуховому каналу, понемногу разрабатываются системы влияния на другие каналы — обаяние, осязание. Как только у нас появится интерфейс, перекрывающий все каналы (как в той же «Матрице»), то тогда и человек может спутать реальность и вымысел. Даже при нынешнем уровне развития технологий человек, на которого первый раз надели шлем, теряется — он не понимает где он. Хотя, конечно, мозг все равно адаптируется, так как ориентируется не только на слух и на зрение. Так вот, если перекрыть другие каналы связи с внешним миром, то и поверить в виртуальную реальность будет легче. Конечно, тут еще все дело в том, приятная ли она нам — если в виртуальной реальности человеку будет лучше, чем в обычной, он может неожиданно для себя принять решение остаться в ней! Люди вообще любят погрузиться во власть каких-нибудь иллюзий, пойти в кино, например.
- Я знаю, что твои люди могут привезти оборудование для виртуальной реальности прямо на корпоратив! Пользуется ли эта услуга популярностью?
- Да, действительно, если на празднике, корпоративе, дне рождении хочется чего-то нового – мы поможем организовать досуг. Все это сейчас только набирает обороты, но мы очень активно сотрудничаем с эвент-агентствами и ведущими.
Чем занимаются в «Центре прототипирования» и центре «Эволюция»?
Технологии виртуальной реальности
Компьютер со шлемом виртуальной реальности стоит сотни тысяч рублей, но прикоснуться к будущему можно уже сейчас. Во-первых, существуют так называемые «вьюэры» - это что-то типа шлема, но вместо дисплея в него ставится мощный современный смартфон. Александр надевает на меня такую штуку и я попадаю в другую комнату! Сложно описать это словами, но в первый раз и правда теряешься! Поворачиваю голову и пытаюсь пощупать пальцами несуществующую стену. Вся комната была создана Александром. Он говорит, что ему интересно заниматься разработкой такого вот программного обеспечения.
- Есть любители делать модели из пластмассы и картона, но на самом деле сейчас все гораздо проще. Написать такую программу у меня займет пару дней. Где это может применяться? Например, если клиент хочет понять, как будет выглядеть его квартира или вилла с теми или иными дизайнерскими решениями. Пожалуйста, моделируешь дом, приходишь к заказчику, надеваешь на него шлем и вуаля! В виртуальной комнате поменять интерьер проще, чем в настоящей модели. Могу и вашу редакцию смоделировать, чтобы на всех стенах была ваша любимая деревянная резьба, - шутит философ-изобретатель.
Еще Александр работает над программой, которая визуализирует биопроцессы человека и позволяет научиться ими управлять. Например, на тело крепятся датчики, которые измеряют давление, на голову надевается шлем. Давление привязывается к цвету неба.
- Суть в том, что при изменении давления меняется и, например, цвет неба. Это позволяет мозгу человека реагировать на изменения и в конечном итоге он сможет управлять этими процессами! Мозг это делает и сейчас, но неосознанно. Как все это работает, объяснить сложно, но реально работает! - говорит Александр Шиманов.
Ранее продемонстрированный шлем — это совместная разработка «Окулус» и «Самсунг», его цена — десятки тысяч рублей. Но Александр разработал свой собственный вьюэр, причем собирается он из... дерева! Прямо при нас изобретатель берет отдельные кусочки и с помощью винтиков мастерит из них самарский «вьюэр»!
Выглядит эта штука весьма забавно, но работает не хуже варианта за десятки тысяч рублей! Детали вырезаются тут же, на специальном лазерном станке по дереву. Пораженный до глубины, спрашиваю, сколько стоит такой аппарат.
- Вообще тысячу рублей, но все, что мы делаем, расходится очень быстро. В ближайшем будущем мы планируем наладить массовое производство наших самарских устройств. Кстати, сейчас мы набираем группу для испытаний с использованием виртуальной реальности. Интересно? Заполняйте заявку тут, - рассказывает Александр.
Проект «Эволюция»
«Эволюция» направлена в первую очередь на популяризацию науки среди взрослых и детей. Здесь преподаватели не рассказывают о сложных технологиях и философских вопросах виртуальной реальности, зато учат собирать и программировать роботов, изучить азы 3D моделирования, а также делать из вспененного полиэтилена простенькие модели самолетов, тем не менее, летающие превосходно!
Занятия для детей и взрослых проходят по всему городу, подробнее об этом можно прочитать тут. Кстати, каждые выходные в филиалах проходят бесплатные презентации, на где можно подробнее о курсах, испытать на себе виртуальную реальность и пособирать конструктор, разработанный тут же. Записаться на иннопрезентацию и узнать подробности можно здесь.
В конце встречи самарские изобретатели дарят нам деревянную табличку нашего портала, изготовленную тут же на станке, и к нашей огромной радости только что собранные очки, которые теперь выносят мозг всей редакции!
Вместо заключения
Из лаборатории мы вышли слегка пораженными... Оказывается, будущее в буквальном смысле наступает на пятки, а технологии виртуальной реальности разрабатываются не только в далекой Калифорнии, а прямо в стенах родного университета!