10 августа в селе Старый Буян Красноярского района Самарской области пройдет масштабный исторический фестиваль «Ратное дело». Один из организаторов мероприятия Игорь Майоров рассказал корреспонденту Progorodsamara.ru о том, как можно расщепить одну стрелу другой и как стать жителем Древней Руси.
Каким периодом исторической реконструкции вы занимаетесь?
Наш фестиваль посвящен Руси 13-го века. Нас интересует реконструкция не конкретной битвы в Самаре, ее тогда не было, а жизнь в Древней Руси. Напомню, что первый крупный фестиваль в области был посвящен битве Тимура и Тохтамыша. Мы несем пропагандистскую и обучающую миссии. Участники фестиваля хотят делиться тем, что мы создают и показывают историю Родины такой, какая она была на самом деле, по материалам ученых. Мы стараемся показывать интересную историю, а не кокошники и лубочную культуру, чтобы она подходила для молодежи.
Кто делает для вас такие колоритные исторические костюмы?
Мы делаем их сами. Но в некоторых случаях, заказываем их у мастеров. Если возможно, то проходим полный цикл создания костюма. Мужчины наряду с женщинами берут иголку с нитками и шьют себе костюмы вручную. Ручная работа - самый правильный вариант создания костюма, так как шитье является творчеством.
Если человек занимается реконструкцией, он меняет свою веру, одевает на себя языческие амулеты?
У каждого свои взгляды. Например, я человек не особо религиозный, но среди нас есть люди церковные. Никто из участников фестиваля не привязывает это к реконструкции. Я знаю людей, которые не имеют отношения к подобным клубам, но при этом носят языческие символы.
Когда вы посещаете кинотеатр, замечаете ошибки в фильмах?
Это тема для бесконечного количества шуток – поход в кино с реконструктором. Если человек занимается историей, ему сразу заметны все «косяки» в кинематографе. Однако необходимо помнить, что фильмы есть фильмы, их не нужно смешивать с историей.
Оружие, которым вы пользуетесь при реконструкции битв, опасно?
Это в большей степени не оружие, а макеты. Мы используем не заточенные мечи, поэтому ими нельзя проткнуть. Но если так призадуматься, то можно убить и ножкой от стула. Чтобы избежать травм, мы очень много тренируемся, носим защиту в соответствии с историческим источником.
Кольчуги вы тоже делаете сами?
Это трудоемкий процесс, требующий знаний, чаще всего мы их покупаем. Обычно эту работу доверяют мастеру. Если плести ее каждый день, то это может занять месяц или два, учитывая, что там тысячи колечек, которые нужно соединить.
Вы ходили в такой одежде по городу?
Нет, это считается неприемлемым. Зачем эпатировать публику? Это делают в основном молодые люди, которые несерьезно относятся к реконструкции. Среди нас таких нет. За много лет существования нашего клуба не было ни одного случая.
Вы наверняка хорошо стреляете из лука, реально попасть в стрелу и расщепить ее?
У нас бывало такое. Скорее это случайность, потому что специально так сделать почти невозможно. Прицеливаться в центр мишени трудно, так как его уже закрывает стрела, она может уйти в тоже отверстие или задеть уже торчащую стрелу.
Не было проблем из-за перевозки металлических предметов во время поездок?
Мы не просто коллектив, а зарегистрированная организация. Кредит доверия, которым нас наделили, позволяет избегать недопонимания. При общении с правоохранителями тоже не было проблем, они видят, кто мы, и понимают для чего все это.
Что вам запомнилось в поездках за границу, чем вы там занимались?
За пределы страны мы выезжали довольно часто, особенно в Польшу. Там принимали участие в различных состязаниях с поляками. Брали призы, например, в конных состязаниях. Это не похоже на рыцарские турниры. Мы не практикуем выбивание из седла, так как это довольно опасно. Наша культура подразумевает другое: поднять платок с земли на скаку, выстрелить из лука , бросить копье.
Любой желающий может вступить в ваш клуб?
Да, может прийти любой. Два года назад мы открывали набор, читали лекции по истории, показывали, как нужно шить одежду. Помню, приходило много людей, но остались только те, кому это действительно нужно.
Афроамериканец может стать реконструктором Руси 13-го века?
Конечно, может. Например, уже есть такой реконструктор в Европе в клубе скандинавских викингов. Он является, кстати, его руководителем. Афроамериканец в такой одежде выглядит необычно, поэтому привлекает внимание. Как-то их клуб приехал в Польшу, там националистически настроенный поляк подошел к нему и начал объяснять, что афроамериканец не должен носить такую одежду. Тот вызывал его на тинг – место, где викинги выясняли отношения. Поляк пошел бороться с ним, не зная, что чернокожий викинг является мастером спорта по боксу. Больше таких прецедентов не было.
Кто сильнее рыцарь или русский воин?
Это очень распространённый вопрос. Есть стереотип, что мы отличались от европейских воинов. Но с этим можно поспорить, у нас была почти одинаковая экипировка, мечи, кони. Весь вопрос заключался в тактике, в умении владеть оружием.
Женщина тоже может владеть мечом как мужчина?
У нас нет девушек, которые сражаются. Мы не против этого, но историческая роль женщины в том, чтобы был очаг, еда и дети. Вообще в России очень мало сражающихся девушек, это редкое явление также как и в истории.
Вы смотрите популярный сериал «Игра престолов», который историки наверняка считают сказкой?
Сериал я не смотрел, а читал книгу. На мой взгляд, автор переборщил с кровью. С другой стороны, он брал это из истории, в книге прослеживается мотив «война роз» в Англии, когда шла война между Йорками и Ланкастерами. Кровопролития много, потому что это стиль автора.
Как вы относитесь к толкиенистам, которые тоже носят костюмы и устраивают слеты?
Я прекрасно к ним отношусь. У каждого есть свое хобби, кто-то берет деревянный меч в руки, кто-то занимается переодеванием. Если это не противоречит закону, то они могут делать все что угодно.
Удобно бороться двуручным мечом?
В 13 веке еще не было таких мечей. Но стоит отметить, что есть несколько мифов о таком мече. Один из них – драться двуручным мечом тяжело. Я скажу, напротив, это очень удобная вещь. Он не тяжелый и быстрый.
Вы реконструируете только 13 век, из пушек не стреляете?
На Руси не было тогда пушек, они появились ближе к 15 веку. У нас в клубе на данный момент два направления: Владимиро-Суздальское княжество и самарский стрелецкий приказ. Про стрельцов имеется очень мало источников. По данной краеведческой теме приходится искать источники в Москве.
Когда проходят фестивали, участники едят пищу соответственно эпохе?
Стараемся питаться как в те времена. Едим рис, сметану, печем хлеб, пьем молоко. Также у нас проходят конкурсы средневековой кухни. Мы сами делаем колбасу. Некоторые могут привозить с собой медовуху, за этим не уследишь.
Алкоголь можно выпивать во время фестиваля?
У нас запрещено быть в состоянии измененного сознания. Мы не лезем в чужую личную жизнь, но на фестивале никогда не будет наркоманов или алкоголиков. Никогда на мероприятии не было неадекватных людей. Нужно признать, что не все из нашей братии ангелы с крыльями, но мы приглашаем только тех кто близок по духу. Сам фестиваль является безалкогольной зоной, мы не продаем спиртные напитки, и пьяных у нас нет.
Посуду вы тоже сами изготавливаете?
Да, у нас есть участники, которые занимаются гончарным искусством. В Самаре есть мастер Максим Борисов, он делает хорошую посуду, у него даже есть горн. Прошли те времена, когда мы покупали посуду в «Ашане».
Вы проводите какие-то совместные физические тренировки?
У реконструкторов есть не только тренировки в амуниции, но и другое. Организатор фестиваля Алексей Романов создал такое краудфандинговое движение, которое называется «Сильный значит добрый». Так как он тренер по фитнесу, то приглашает всех желающих на открытые тренировки, которые стоят 300 рублей. Эти деньги передают родителям больных детей. Из всех проектов я доверяю им больше всего.
Сколько стоит изготовить меч?
Меч, за который не стыдно подержаться, стоит от 6 тысяч рублей и до бесконечности. Моя стрелецкая сабля стоит около 400 евро, и это не предел. Чтобы изготовить обувь нужно около 3 тысяч рублей, сапоги от 6 тысяч рублей.
Люди посещают фестиваль семьями, берут с собой детей?
Конечно, дети тоже полноправные участники фестиваля, им тоже шьют одежду. Они вырастают, становятся совершеннолетними, садятся на коня. На моих глазах у друга вырос сын, закончил школу. Мы допускаем молодежь к взрослым занятиям с 18 лет. Несовершеннолетние могут приходить на фестиваль только с согласия родителей.
Фотографии взяты из официальной группы "Ратное дело".