Самарский ремесленник: Первое, что я сделал - стальные боевые рукавицы

12.12.2015, 09:30 , Служба новостей

Корреспондент встретился с ремесленником Иваном Пятых, который делает средневековые предметы в Самаре. Он пригласил журналиста в свою мастерскую в культурном центре «Светлица» и угостил пирогом с чаем. Беседа получилась душевной. Кстати, кулинария - еще одно хобби нашего героя, которое удается ему на славу. Пирог был отменный, а интервью читайте ниже.

Почему ты решил заниматься реконструкцией?

Это началось очень давно. Наверное, в году 2001, если не раньше. В 1999 году я познакомился с так называемыми ролевиками – странными людьми, которые ходили в лесопарки, дрались там на палках, изображая из себя эльфийских воителей, в том числе и некоторые девушки. То есть девушки считали себя принцами или какими-нибудь прекрасными «Электродрелями». Потом я поступил на исторический факультет, а там уже рукой было подать до исторической реконструкции.

Сейчас я вспомнил. Первая моя встреча с реконструкторами произошла в далеком детстве. На каком-то народном массовом гулянии я увидел дяденек в кольчугах в шлемах, они так красиво блестели, и с ними был пацан лет восьми в кольчуге и с мечом. Наверное, это и зародило в душе интерес. Потом, спустя годы, попал в клуб, и пошло поехало.

Какой средневековый предмет ты впервые сделал собственными руками?

Так как я единоборствами занимаюсь с первого класса, то естественно, когда познакомился с историческим фехтованием, то сразу заметил, какие травмы получают при махании палками в лесу. Первое, что я сделал - стальные боевые рукавицы. Благодаря этому у меня за все эти годы не было ни одного перелома пальца. Как пример, основа некоторых боевых рукавиц делалась из ткани или кожи, чтобы смягчать удар за счет толщины. Поверх рукавицы надевается кольчужный элемент, который предохраняет руку от разрубания.

Другие выполнялись полностью из стали. Подобным же образом делалась специальная поддоспешная одежда из нескольких слоев простеганной ткани (иногда с мягкой набивкой). Отмечу, далеко не всегда доспехи надевались на специальные поддоспешники. Часто их носили поверх обычной одежды.

Последнее время я занимаюсь периодом раннего средневековья, поэтому делаю для товарищей вещи этого периода. Тогда еще особо не было доспехов из-за слабого развития технологий и упадка военного искусства.

Все это делается под заказ?

Разумеется, я не могу это делать бесплатно. Но для своих ребят я делаю за очень умеренные деньги, так как большинство из них не может похвастать большими доходами. Если пытаться на этом зарабатывать, то профессиональные мастерские за изготовление доспехов ломят очень большие цены. Полные рыцарские латы 15 века, которые народ привык воображать при слове рыцарь, могут стоить от 100 до 150 тысяч.

А костюм славянина?

На фоне доспехов это не дорого. Наши предки славяне жили в обществе менее развитом, чем позднее средневековье. Уровень технологий не позволял делать вычурную одежду или сложные и богато украшенные доспехи. Их одежда была очень простой, изготавливалась силами семьи, то же относилось и к вооружению и доспехам. Уровень металлургии не позволял ковать из больших пластин, мастеров было мало – поэтому основными доспехами в Европе того времени были простые шлемы, кольчуги и доспехи из мелких пластин («чешуя» и «ламелляр»). При этом на одного воина в доспехе приходилось несколько десятков человек без них.

Из пластин как в сказках, где доспехи чешуей горят?

Чешуя, только не золотая. Хотя стоимость доспехов доходила до стоимости золота. Скажем, в каком-нибудь 12- 13 веке за кольчугу можно было купить небольшую деревню или стадо коров.

Кроме обмундирования изготавливаешь предметы?

Все подряд: предметы быта, посуду, обувь и прочее. В силу того, что ремесленные навыки в нашей семье передаются от поколения к поколению. Я могу сделать практически все, пусть не всегда хорошо. Все основные виды изделий для меня не проблема.

Как ты узнаешь технологию изготовления?

Есть такая наука археология, которая занимается поиском материальных свидетельств прошлого путем раскопок. В настоящее время благодаря археологическим исследованиям можно узнать очень многое. Реконструкция напрямую связана с археологией, ее даже называют экспериментальной археологией. Имея в качестве образцов предметы старины, например, остатки кожаной обуви, найденной в погребениях, мы можем получить полноценную вещь. В этих вещах мы ходим на фестивали, бегаем по пересеченной местности. Проверяем, насколько качественно сделали вещи. За прошедшие годы многие вопросы исторической реконструкции решены на столько, насколько позволяют источники, наработан опыт изготовления многих вещей, новичкам уже гораздо проще освоиться.

Ты участвовал в раскопках?

У меня папа археолог, так что опыт раскопок у меня побольше, чем у некоторых археологов. С трех лет он меня возил по экспедициям, хоть и не каждый год. В университете же я ездил в экспедиции каждый год. Сразу скажу, кладов я не находил. Находил только одну маленькую серебряную деталь от украшения за всю жизнь.

За всю жизнь. А как же наконечники стрел?

Наконечник стрел, топоры, копья – массовые находки, которые по отдельности не имеют особой научной ценности. В средние века такую вещь сделать было несложно. Серебряные и золотые украшения – редкость для того времени, поэтому и клады редко встречаются.

Можно попробовать продать древние предметы, которые случайно нашел?

По закону, если ты нашел в земле что-либо, относящееся к археологии, эта вещь принадлежит государству. Если она имеет ценность как ювелирное украшение, то полагается ¼ оценочной стоимости, которая исчисляется от веса драгметалла. Те, кто всерьез занимаются подобным делом, называются черные копатели. Они объявлены вне закона, их ловит ФСБ. Соответственно это подпольный рынок археологических предметов. Если эти ребята попадутся археологам, их будут очень больно бить лопатами. Шутка, конечно, но отношение к ним у ученых соответствующее.

Интересно твое отношение к раскопкам древней крепости на Хлебной площади. Там недавно был забор сломан и, конечно, нет никакой охраны. Это напрягает.

Меня это тоже напрягает всю жизнь. Но у нашего государства есть большая потребность в других направлениях, а не в археологии. Это раньше в советское время был крупный институт археологии, он и сейчас есть, в котором автопарк грузовых автомобилей только в московском отделении превышал 200 единиц. В целом имущества было столько, что можно было обеспечить дивизию. Пришел Ельцин и историческую науку наравне с кибернетикой стали разрушать в первую очередь, как опасные для наших врагов. Имущество и археологические находки со складов вывозились грузовиками за пределы МКАД и там пускались под бульдозер. Пустили по ветру огромное богатство и возможности. Современная археология прозябает в ужасных условиях. Поэтому то, что творится на Хлебной площади это… То, что там вообще что-то раскопали это достижение. Нет охраны. Извините, денег нет.

Ты и ремесленник, археолог и реконструктор. Все-таки, с какой именно профессией ты хочешь связать свое будущее?

На самом деле реконструкция это в большей степени хобби, хоть и занимает оно большую часть жизни. Естественно, как сварщик или кузнец я зарабатываю стабильнее. По образованию я вообще историк, к сожалению, работать учителем в современном мире это печально. Хотя не то, чтобы мне не нравилось, но...

Для клуба реконструкторов строите планы?

Наш центр «Светлица» занимается организацией всевозможных историко-культурных мероприятий, фестивалей, мастер-классов. У нас большой спектр работ. В следующем году у нас среди прочих ежегодных событий готовится масштабный трехдневный фестиваль. Там будет около пяти основных направлений: этническая музыка, литература, ремесла, кино, ярмарка ремесел, мастер-классы.

У тебя есть фотография с главой Самары Олегом Фурсовым. Ты учил его стрелять из лука?

В большей степени я следил, чтобы он никого не пристрелил (Смеется). Они пришли на праздник в Загородный парк. Подошли к нашей площадке, а мы тут такие красивые. Естественно взыграло мужское – дайте постреляю! Начали хвататься за топор, нестись в бой. Ну а что? Мужики здоровые крепкие, что бы им не развлекаться то? Конечно, охрана стояла и смотрела на это квадратными глазами. Глава города даже в мишень попадал несколько раз. Надеюсь, в будущем нам чем-нибудь помогут. Хотя бы с этим фестивалем.

Фотографии взяты из личного архива Ивана Пятых.