Скульптур много не бывает
С какого года вы создаете скульптуры?
В 1997 году я закончил Пензенское художественное училище и начал работать с отцом. В 2006 году у нас собралась целая команда.
Какая была ваша первая работа?
Первая работа — герб на здании правительства Самарской области. Потом мы делали 6-метровый памятник Казанским святителям, скульптуры для саммита. Первый арт-объект, который я сделал вместе с отцом, была «Кошка на батарее» у проходной Самарской ГРЭС.
Первая работа в команде — это скульптурные композиции около «Фрегата».
Как обстоят дела в других городах со скульптурами и арт-объектами?
Пока я не видел города, где скульптур было бы достаточно. Я считаю, скульптур много не бывает, ведь они воспитывают восприятие человека в пространстве. Эстетика должна прививаться с детства. Смотря на памятники, понимаешь соотношение размеров, объем и пластику. Скульптура-это, по сути, картина в галерее, только она находится на улице и доступна всем желающим.
Бурлаков мы переделывали два раза
Создавая скульптуру, нужно учитывать контекст и место, где она будет размещена?
Когда я создаю скульптуру, я уже представляю место, где она будет стоять. Чаще всего установка того или иного объекта предусматривает какую-либо привязку. К примеру, у нас возникла масса споров, где установить «Даму с ракеткой». Изначально я предлагал ее поставить в сквере Пушкина. На заседании эту идею не поддержали, якобы там уже стоит памятник Пушкину. «За» сквер Пушкина выступило то, что «Дама» являлась женой Фон Вакано, который непосредственно разбил сквер, чтобы установить теннисные корты.
Вы предпочитаете делать скульптуры для установки под открытым небом или в помещениях?
Делать скульптуры, которые установят под открытым небом интересней. Если объект установят в помещение, то его увидят мало человек. К примеру, почетная доска Гагарину висит в доме около Волги. Она красивая-интересная, но это режимный объект. Нас пустили только на открытие, а простые люди, ее вообще не увидят.
Бывает так, что сделали скульптуру, а она вам не понравилась?
Да, бывает, тогда мы ее переделываем. Я не выкидываю неудачные скульптуры, чтобы потом не повторить. Вот Бурлаков мы переделывали два раза. Изначально они были меньше - все одного размера. Потом посмотрели и решили переделать.
Какой скульптурой вы гордитесь больше всего?
Каждую скульптуру мы создаем из ничего. У нас нет такого, чтобы мы делали плохо. В каждую из них вложено столько труда и сил, что она не может не нравиться.
Памятник бравому солдату Швейку стоит не в том месте
Всегда ли довольны тем, где стоят скульптуры?
На мой взгляд, памятник бравому солдату Швейку стоит не в том месте. Мы хотели поставить его в сквере рядом с фонтаном. На заседании «Культурной Самары» было решено установить его на улице Куйбышева. Дмитрий Игоревич Азаров захотел, чтобы его было видно со всех сторон, теперь так оно и есть. Стоит отметить, что прохожие не могут его рассмотреть, так как в нескольких метрах находится проезжая часть.
На какую скульптуру вы потратили больше всего времени?
Скульптурные композиции около ТЦ «Фрегат»: слон, газели, крокодил и обезьяна.
Где хранятся нереализованные проекты?
Эскизы хранятся у нас в мастерской. Так, к примеру, у нас остаются нереализованными памятник Засекину и первому газопроводу в Самаре, триумфальная арка.
Какая из скульптур тяжело далась?
Бурлаки на Волге. Все 11 персонажей должны иметь портретные сходства с оригиналом. На картине мы видели только одну сторону Бурлаков, нам же надо было продумать, как они выглядят со спины. На лепку скульптур ушло около двух месяцев.
На ваш взгляд, достаточно ли скульптур в Самаре?
В Самаре немного скульптур. Если бы в Греции в древнее время не устанавливали памятники, то мы бы сейчас не знали о культуре того времени. Чем больше в городе скульптур, тем лучше. Скульптура — это культура.
Почему скульптуры устанавливают только в центре?
Процесс начался от центра города, так как туристы чаще всего посещают исторический центр города и набережную. К тому же, город расширяется и через несколько лет точно не будешь знать, где окраина. Несмотря на то, что мы устанавливаем скульптуры в центре, их все равно недостаточно.
Где скульптуры смотрятся наиболее гармонично?
В парках или скверах. Скульптурам нужна камерность. Если она будет стоять в проходимом месте, то ее никто не заметит. Скульптуре нужно пространство, чтобы можно было ходить и любоваться.
Все памятники политическим деятелям нужно поставить в парки, и там преподавать историю
Каких скульптур не хватает в Самаре? Великим деятелям, киногероям...
Киногероям вообще памятники ставить не стоит. К примеру, в Самаре стоит памятник Деточкину и Сухову. Если рассуждать, то Деточкин — это вор, а Сухов — оккупант. Зачем ставить им памятники? Многие ведь уже не помнят киногероев этих фильмов. А вот другой пример - Швейк - литературный персонаж, который был против войны. Памятник ему обоснован — исторически и идеологически. В Самаре был написан роман про него. Чтобы ставить памятники литературным или киногероям нужен временной ценз. Если через 100 лет о нем будут помнить — тогда можно поставить.
Какие памятники можно поставить в Самаре?
В нашем городе много людей, которые оставили след в жизни человечества. К примеру, Петр Алабин — человек, который помимо того, что был губернатором - собрал ополчение. Вот этот человек достоин памятника. У нас славный город и много людей, которые этого заслуживают. На Металлурге можно установить памятник первому газопроводу. Ведь не многие знают, что первый газопровод был построен не в Саратове, а в Самаре в 1941 году.
Как же быть с памятниками политическим деятелям?
Все памятники политическим деятелям нужно поставить в парки, и там преподавать историю. По моему мнению, в городе не должно быть улиц в честь людей, которые кидали бомбы в царя. А на их место нужно ставить интересные памятник- газелям, слонам. Такие скульптуры, которые помогут воспитать эстетическое восприятие.