Предложения о создании Самарско-Тольяттинской агломерации звучат уже очень давно. Однако в настоящее время существует только на словах. Но тема с объединением снова прозвучала в мэрии автограда, и уже в виде предложения включить ее в стратегическое планирования города Тольятти до 2030 года.
Настоящего объединения в виде скопления городских населенный пунктов не происходит. Вследствие чего города так и не объедены в динамическую систему с производственными, транспортными и культурными связями.
- Если мы здесь говорим о человеческом капитале, то нужно рассматривать агломерационные вопросы и вопросы кооперации. Мы говорим о том, что через 10 лет Тольятти будет очень предпринимательно активным и будет находиться на хорошем уровне. Если это так, то есть смысл поднять вопрос о логистике — соединения Тольятти с Самарой. Нужно начинать строить железную дорогу между нашими городами и думать о других сферах развития, — пояснила представительница от тольяттинского бизнеса.
ProGorodSamara.ru пообщался с экспертами и общественными деятелями, чтобы понять к чему приведет объединение двух крупных городов губернии.
Зачем нужна агломерация
Само образование агломерации потребует развития всей хозяйственной инфраструктуры, возможно, каких-то новых инновационных и инвестиционных проектов для обоих городов. В этом есть резоны. Тем более, что Тольятти в промышленном плане сейчас находится не в самом лучшем состоянии.
Объединение сможет повлиять на развитие Тольятти, ускорить социальное и экономическое развитие. Именно агломерационные характеристики должны будут подталкивать к этому руководство области. Но для этого нужна хорошая программа и соответствующие финансовые ресурсы, в том числе помощь федерального центра.
Кроме того, объединение в агломерацию повлечет за собой концентрацию социального ресурса. Ведь население такой большой агломерации сможет выступать единым фронтом в поддержку областных и федеральных программ и даже в порядке истребования этих ресурсов из федерального и областного бюджетов.
Урбанистика
Агломерация - это организм сращивания разных поселений. Нельзя просто так взять и спроектировать агломерацию, она сама создается. Но ее можно только стимулировать.
В разных странах существуют типы административного управления, которые похожи на идею агломерации. Как например, в Америке. Здесь из некоторых городов и поселений сделали метрополисы. А во Франции уже лет 15 достаточно активно развивается такая идея.
Там она связана с тем, что есть необходимость приостановить центростремительное развитие Парижа, куда все стремятся (как в России - в Москву и Питер) и противодействовать этому. Для этого были придуманы системы, когда системы развития разных городов типа Марсель или Монпелье. Они развились в разнонаправленные метрополи, их можно назвать агломерациями.
- В России есть такой проект - "Стратегия пространственного развития России до 2030 года". Он предполагает развитие агломерации, но с целью, как во Франции остановки центростремительных процессов. Подобное явление представляет большую угрозу для целостности страны. Ведь получается, что все сосредоточены в одном месте, а вся другая территория пустует. Для этого придумали вокруг каких-то городов делать агломерации. На данный момент, по информации федерального минтранса, сейчас разрабатывается схема транспортного развития 38 агломерацией в стране. Из них Самаро-Тольяттинская агломерация является третьей по масштабу и численности населения после Москвы и Питера. Получается, что у Самары сейчас единственный шанс вырваться в пятерку влиятельности городов и в этом может помочь объединение с Тольятти и с Сызранью и со всеми крупными городам, которые по сути объединяют в единую экономическую базу с общим рынком. Правда, на данный момент Самара, Новокуйбышевск и Чапаевск — более развитая агломерационная структура, чем Самара-Тольятти. Но если все подсоединить вместе и еще добавить Сызрань, Жигулевск и Октябрьск, то тут возникает структура, которая может работать только на основе хорошо развитой системы: быстрый железнодорожный транспорт и создание моста под Сызранью. С этой точки зрения безусловно создание агломерации не просто Самары+Тольятти, а + все города-спутники - будет хорошим толчком для нашей системы расселения, - рпссказал доцент высшей школы урбанистики при НИУ ВШЭ Виталий Стадников.
Политика
С политической точки зрения, соединение городов в агломерацию будет верным решением. Однако самарская и тольяттинская политическая культуры отличаются. В частности, потому, что есть исторические и даже национальные особенности в формировании поселений. К тому же экономическая, производственная составляющие также были сформированы по-разному.
- Подчеркну, что достаточно давно обсуждается вопрос Самарско-Тольяттинской агломерации. 80% жителей Самарской области (а у нас 10 городов 27 районов) живут в Самаре и Тольятти. Поэтому очевидно, что агломерация хорошая идея. Но здесь стоит учитывать затраты. Например, на транспортную доступность. Но вопрос с объединением актуален. В частности, из-за того, что у нас, в Тольятти, за десять лет произошло большое количество сокращений на крупных промышленных предприятиях, поэтому они ищут места в других регионах. Если между городами будет разрешен скоростной поезд или быстрый транспорт, на котором можно будет добираться из одной точки в другую за 40 минут - 1 час, то люди будут работать в области, - отметил депутат Самарской губернской думы из Тольятти Михаил Маряхин.
Общественное мнение
Самарско-Тольяттинская агломерация существует в сознании небольшого числа людей, на бумаге и на страницах в Интернете. Большинство жителей Самары и Тольятти услышали о СТА в процессе стратегической сессии "Образ желаемого будущего городского округа Тольятти".
Предложение объединить Самару и Тольятти было встречено негативно тысячами самарцев. Об этом свидетельствуют опросы, проведенные в социальной сети «Вконтакте».
Общественные деятели считают, что необходимо спросить у жителей Самарской области, чего они хотят, предложить поучаствовать в разработке плана развития, а при реализации опираться на мнение граждан.
- За прошедшие десять лет предложения по развитию СТА озвучивались множество раз. Это и новые города, мосты, магистрали, производственные кластеры. И фактически уже существует тесная связь между двумя городами. Самара и Тольятти соединены по земле, воздуху и воде, но разделены духовно. Это два разных мира, каждый со своей судьбой. Ни одна грандиозная идея не учла важнейшего фактора - мнение жителей. И как грандиозные проекты будут работать в этих условиях? И когда нет эффективного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а есть только серые схемы заработка - в каком состоянии окажется инфраструктура через пять лет? Зная реальную ситуацию (буквально проживая в ней), к авторам проектов возникает множество вопросов. И почти на все один ответ - авторы проекта далеки от жизни в Самарской области, - сказал общественный деятель, социальный маркетолог / автор проекта «Гражданское Общество» Андрей Дубасарский.
Житель Тольятти
- На мой взгляд, очередная бессмысленная инициатива, в случае перераспределения бюджетных средств, от которой пострадает только Тольятти. На жизнь обычных людей, увы, это не повлияет никак. Кто занимается бизнесом, уже давно наладили связи, логистику и т.п. Вопрос о создании скоростной жд обсуждался уже много раз и не один год - не рентабельно. Куда дешевле и удобнее будет продление автомагистрали после Курумоча в сторону Тольятти. А если брать культурные различия, то культурный человек в любом городе остается культурным человеком, тут скорее влияет общий уровень жизни граждан. В Тольятти он, к сожалению, ощутимо уступает Самаре. К тому же много культурных слоев постоянно взаимодействуют, например, музыканты, поэты, художники, театралы участвуют в совместных мероприятиях, правда, чаще всего государство не принимает в этом участия. Творческие люди всегда объединяются, и расстояние в 100 км - это мелочи, - пояснил местный житель Сергей Губанов.
Мнение политолога:
- Тольятти в основе своей был моногородом, этот элемент еще присутствует и не совсем в положительном аспекте определяет состояние дел в городе. Политически продвижение тенденции агломерации формирует определенные позитивные цели в развитии Самары и Тольятти. В свою очередь объединение разнообразных ресурсов послужит созданию условий для обмена, например, кадровым потенциалом. С этой точки зрения, объединение в агломерацию — правильное решение. Конечно, есть проблемы - говорят, что Самара и Тольятти находятся далеко друг от друга, даже 80 километров — приличное расстояние. Если думать о будущем, то необходимо будет «сократить» расстояние между городами, конвертировать его в экономию по времени, чтобы можно было быстро добираться из одного города в другой. Для этого нужно сформировать соответствующие скоростные транспортные коммуникации. Кстати, объединение в одну агломерацию может этому способствовать, и тогда потенциал двух крупнейших городов области будет вести к более высокому экономическому эффекту, результативности, - отметил Виктор Полянский.