После трагической гибели старшего брата Света пытается разобраться в причинах, которые привели Антона к смерти. Выясняется, что его уже давно преследовали кошмары, связанные с матерью, которая умерла при рождении Светы. Чтобы справиться с ними, Антон глубоко погрузился в практики осознанных сновидений. За ответами Света приезжает в институт сомнологии, где становится участницей эксперимента профессора Лаберина. Четверо добровольцев – Света, Кирилл, Лиля и Виталий – погружаются в совместное осознанное сновидение, которое должно помочь им избавиться от психологических проблем. У каждого из них свои демоны, и героям предстоит столкнуться с ними во время сонной терапии. По мере погружения в эксперимент героям становится понятно, что что-то пошло не так…
Создатели считают, что на фоне повышенного интереса к мистическим саспенс-триллерам картина привлечет зрителей новой концептуальной идеей, практически не затронутой в кинематографе. Режиссером фильма стал дебютант Павел Сидоров, ранее снимавший рекламные и музыкальные видео и завоевавший Berlin Music Video Awards 2018 за клип группы «Ленинград» «Не Париж».
Главную героиню Свету сыграла дебютирующая в кино Александра Дроздова, образы ее партнеров по осознанному сновидению воплотили Анна Слю (Лиля), Александр Молочников (Кирилл), Олег Васильков (Виталий). Оксана Акиньшина сыграла мать Светы, ее брата – Кузьма Котрелев, подругу Настю – Анастасия Куимова.
Поиск новой темы
На сюжет о мистическом ритуале продюсеры фильма делали ставку в НЕВЕСТЕ – и это принесло свои результаты: картина оказалась хорошо принята зрителям не только в России, но и во всем мире и принесла широкий коммерческий успех. НЕВЕСТА поставила рекорды по сборам отечественных хорроров в России и была приобретена дистрибьюторами для проката в Мексике, Чили, Малайзии, Перу, Аргентине, Бразилии и других странах, а компания Lionsgate объявила о съемках американского ремейка картины. Также Netflix приобрел права на онлайн-показ фильма в странах Латинской Америки. В РАССВЕТЕ также есть оккультный обряд, связанный с вызовом демона, но сюжет строится вокруг страхов и прошлого героев. Продюсер фильма Дмитрий Литвинов отмечает принципиальное отличие РАССВЕТА от НЕВЕСТЫ: «В НЕВЕСТЕ мы играли на поле фольклорной истории, обрядов и традиций, которые существовали на Руси. РАССВЕТ – это инновационное кино, которое ищет новые и свежие решения и апеллирует к другим интересам аудитории, связанным с изучением сновидений. Это очень свежая картина, формирующая новые тренды. Фильм не идет в область сказок, а говорит о том, что происходит здесь и сейчас и что занимает умы нашей аудитории, познающей новые вещи о космосе внутри человека».
- По большому счету фильм о том, что все наши демоны живут внутри нас. Всегда может произойти что-то, что выпустит их наружу. Также мне важно, чтобы история была не просто придумана, а имела точки соприкосновения с реальностью. Практики осознанных сновидений существуют и даже используются в экспериментальной психиатрии как способ лечения различных психических расстройств», – говорит о замысле фильма продюсер Вячеслав Северцев. - В определенной степени и в НЕВЕСТЕ, и в РАССВЕТЕ есть оккультные ритуалы. Если НЕВЕСТА была совсем сказочной, то РАССВЕТ гораздо более приближен к реальности. Более того, в Красноярском крае действительно существует поселок «Рассвет», где живет община последователей Виссариона, бывшего работника ГАИ, который в 90-е годы провозгласил себя новой инкарнацией Иисуса Христа и стал очень популярен в постперестроечные времена. Это интересная и глубокая тема», – продолжает Северцев.
Тема фильма показалась создателям настолько перспективной, что они будут продолжать работать над ней в следующих фильмах.
- По примеру лучших западных кинопроизводителей мы будем создавать отдельные киновселенные, в которых будут пересекаться сюжетные линии и темы. Наш новый проект – СЕКТА – будет неким приквелом истории РАССВЕТА и расскажет предысторию темы с сектами, – делится будущими планами Дмитрий Литвинов.
- В СЕКТЕ можно будет увидеть некоторых тех же героев, но это будет уже совершенно самостоятельная история, с РАССВЕТОМ связанная только сектой, – рассказывает Северцев. – Сиквел РАССВЕТА тоже будет, но нам нужно сначала рассказать предысторию секты, чтобы она стала более понятна, так как в РАССВЕТЕ мы показали ее по касательной. Поскольку действие СЕКТЫ будет происходить параллельно в 80-е и в наше время, то мы фактически покажем и предшествующие события и последующие. Это будет так же, как в ЗАКЛЯТИИ 2, где монахиня сначала появлялась как некий образ демона, а потом стала полноценной героиней собственной картины ПРОКЛЯТИЕ МОНАХИНИ».
О работе над фильмом
Сценарий Евгения Колядинцева был отобран после первого сценарного конкурса Владислава Северцева.
Продюсер отмечает, что заявка Колядинцева была наиболее внятно сформулирована и ему понравилась сама история:
- Это была не чистая копия западных мистических фильмов или хорроров, не копия НЕВЕСТЫ и прочих псевдофольклорных историй, чего было много в предложенных заявках. Это была совершенно концептуальная, свежая и по-настоящему современная работа. Тем более в нашем обществе сейчас очень развит интерес к различной эзотерике, это как «новая религия».
По признанию режиссера, во время съемок возникало большое количество творческих сложностей:
- Какие-то вещи, которые были написаны в сценарии, не были до конца проработаны, поэтому пришлось их решать в процессе съемок. Было много вопросов, как сделать сцены интереснее и лучше, самое главное, как сделать так, чтобы история сложилась в единое целое. Отечественный кинематограф обычно ругают за плохой продашкн, плохой сценарий, плохую актерскую игру и чаще всего за разваливающуюся историю. Так как нам очень хотелось, чтобы зрители получили удовольствие от кино, пришлось очень сильно поднапрячься, чтобы соответствовать уровню ожиданий.
Об атмосфере «РАССВЕТА»
Во время сонной терапии в фильме главная героиня переживает многоуровневый кошмар, трансформировавшийся из ее детской травмы, вызванной смертью матери и растущим чувством вины. Образы умерших матери и брата, а вместе с ними Безликого демона преследуют девушку в совместном осознанном сне, и уже трудно отделить реальность от вымысла, но Свете удается нащупать внутри себя желание жить, которое вытаскивает ее из происходящего вокруг ужаса. РАССВЕТ пугает не монстрами и не кровавым насилием, а нагнетающим паранойю саспенсом и мистической атмосферой. Антураж фильма создают образы действующих лиц во взаимодействии друг с другом и местом действия. Четыре героя бродят по старому советскому, жуткому институту, при этом зрители не до конца понимают, спят персонажи или нет.
- Есть два варианта страшного: то, что выпрыгивает из-за угла, чего у нас в принципе достаточно, и есть такое же страшное, которое оправдано с точки зрения сюжета. Практически все страшные моменты в фильме связаны с внутренними переживаниями героев и их страхами, – рассказывает режиссер. – Это как ожидание чего-то страшного, которое вот-вот должно случиться, или, наоборот, уже случилось, и герой ждет повторения. Это касается героини до начала сонной терапии и всех героев во время терапии. Для каждого из них материализуется та или иная личная проблема. В СОЛЯРИСЕ Андрея Тарковского был океан, который жил своей отдельной жизнью, а здесь страхи героев.
Режиссер: Павел Сидоров
Сценарист: Евгений Колядинцев
Продюсеры: Владислав Северцев, Дмитрий Литвинов
Оператор: Иван Бурлаков
Жанр: ужасы, мистический триллер
В главных ролях: Акиньшина Оксана, Молочников Александр, Слю Анна, Дроздова Александра, Куимова Анастасия, Васильков Олег, Котрелёв Кузьма, Кухарешин Валерий, Пенцов Мирослав