В пространстве каждого крупного города есть знаковые места. Это может быть пространство, с которого началась история населенного пункта или сыграло роль в экономическом подъеме города. На протяжении развития человечества одни поселения растут и становятся более значимыми, а другие приходят в упадок. Многие города мы сейчас можем найти только во время археологических раскопок. Почему же так происходит, что люди покидают одни места и переезжают?
Вчера, 28 апреля, на форуме «Проектирование госуправления 4.0» губернатор Самарской области Дмитрий Азаров задавался вопросов: «Как удерживать и привлекать талантливых людей в регионе?» Сегодня мы постараемся разобраться в вопросе, как Самаре удавалось привлекать новых людей на протяжении истории.
В древности города Руси формировались на основе какой-то крепости. Возможность укрыться от военной опасности за оборонительными сооружениями была одной из важнейших функций древних городов. Если укреплённое поселение находилось на крупных торговых путях, то это обстоятельство могло способствовать экономическому возвышению этого места.
История Самары тоже началась с крепости, которая располагалась недалеко от устья реки Самары. Однако оборонительное сооружение и волжский торговый путь долгое время не давали городу конкурентных преимуществ среди других подобных городов. Самара на протяжении XVII – XVIII веков оставалась не очень крупным военным пунктом на Российского государства на Волге.
Возвышение города началось, когда оборонительный смысл был уже давно потерян. Во второй половине XIX века Самара становится губернским городом, а также одним из крупнейших центров хлебной торговли. В это время на долгое время эпицентром экономической жизни стала старая Хлебная площадь. В современной Самаре место, носящее аналогичное название, называлось Полицейской площадью.
Старая Хлебная площадь появилась еще во времена основания города XVI веке. Сначала она называлась Щепетильном, затем Торговой, к XIX веку закрепилось название Хлебная. На площади в начале ХХ века располагалось три храма — Спасо-Преображенский, Казанский и Смоленский. Самой древней постройкой была Преображенская церковь, которую освятили в конце XVII века.
Недалеко от храмов кипела бурная торговая жизнь. На площадь длинной вереницей тянулись возы с зерном. Грузчики разгружали повозки и несли мешки в амбары. Здесь располагались несколько паровых мельниц. Часть зерна перегружалась на суда и отправлялась в другие города России, а то и заграницу.
Благодаря хлебной торговле Самара стала стремительно возрастать в размерах. Сюда устремился поток переселенцев в поисках лучшей жизни. Если в момент создания Самарской губернии в городе проживало около 15 тысяч человек, то к 1914 году население достигло почти 150 тысяч человек.
При этом крупной промышленности в Самаре, как к примеру это было в уральских городах, практически не было. В основном фабрики и заводы занимались переработкой сельскохозяйственной продукцией. То есть, что получается, что одна Хлебная площадь обеспечивала функционирование дореволюционного города.
Конечно, сейчас это пространство в городе пребывает в весьма плачевном состоянии. Сейчас там располагаются руины, напоминающие о советской промышленности. Однако старую Хлебную площадь властям стоит обратить внимание. Поскольку в древних городах России Суздале, Пскове, Москве, Великом Новгороде мы можем видеть Кремль — откуда началась история места. В Самаре же крепость хоть и была, но своим возвышением наш город обязан именно Хлебной площади. Поэтому было бы чудесно превратить это место, в благоустроенное пространство, где горожане и гости города могли бы провести время и погрузиться в историю прошлых времен.
Если же вернуться к вопросу, поставленному в начале нашей статьи: «Как удерживать и привлекать талантливых людей в Самару?». То из рассказа про Хлебную площадь, мы можем вынести урок, населенные пункты возвышаются, когда они обретают смысл востребованный временем. А упадок происходит от того, что эти смыслы теряют значение. Причин по которым люди перебираются в другие города, могут экономические, социальные, культурные.
Если прежние смыслы утратили свое значение, то необязательно все потеряно, это значит, что нужные найти новые, которые востребованы временем и развивать их. При этом в современном мире важно прилагать усилия по продвижению прежних и новых смыслов, как внутри города, так и на другие регионы. Для этого стоит применить маркетинговые подходы, которые используются в коммерческой сфере и обращаться к людям разных возрастов тем каналам, через которые они ищут информацию. А то может получиться, как вчера сказал Дмитрий Азаров: «Мы печатаем в газетах, а они смотрят в TikTok”.
Старая Хлебная площадь нам подсказывает один из смыслов, который стоит культивировать, то есть привлекать и поддерживать в регионе наиболее предприимчивых людей. В этом смысле усилия властей по облегчению ведения бизнеса в Самарской области уже этому немало способствуют. По одной из версий, название нашего города переводится с греческого языка, как «город купцов».
Однако современные мегаполисы — это весьма сложные организмы, поэтому стоит поискать и развивать другие смыслы.