Солист самарской оперы: «Пение — болезнь, и если ты этим заболел, то это навсегда»

02.01.2019, 11:03 , Служба новостей

Как вы начали петь?

- Мне кажется, на земле 2 типа людей: те, которые с рождения знают, кем они будут, и те, кто долго ищут свое призвание, и иногда, даже не находят. Мне всегда было ясно, что я буду петь. В детстве мне очень нравилась эстрада. У меня был хороший детский голос, который позволял осваивать разный репертуар. Потом, в подростковом возрасте, я понял, что у меня есть определённый голос, диапазон и я начал усиленно заниматься. Первая осознанно исполненная композиция — «Пусть бегут неуклюже», а самый первый раз на сцену я вышел в 3-ем классе школы с песней «Крейсер Аврора».

Что привело вас в оперное искусство?

- В какой-то момент я просто почувствовал, что эстрада для меня маловата. Хотелось чего-то более масштабного. Эстрадная музыка, безусловно, требует больших сил и исполнительского мастерства, но в классической музыке я увидел для себя больше возможностей, больше красок.

Как вы попали к нам в Самару?

- Я родился в Волгограде, закончил Астраханскую консерваторию и начинал там же в музыкальном театре при филармонии. После я вернулся в Волгоград и работал в оперной антрепризе и в концертной организации Волгоградконцерт. В 1996 году переехал в Самару и вот уже 22 года служу в нашем Самарском оперном театре. В этом городе у меня работали друзья, и, по моим наблюдениям, здесь возможностей оказалось больше, чем в том же Волгограде.

Какое первое впечатление о Самаре вы помните?

- На самом деле, первого яркого впечатления нет. Самара, как и любой другой город, раскрывается во всех своих красках поступательно, с помощью определенных мест и людей. Иногда даже по прошествии долгих лет он может подбросить вам новый подарок. В некоторых местах я ещё даже не был, например, в Бункере Сталина.

Есть ли у вас любимое место в городе?

- Однозначно Набережная. Это вам любой самарец, да и приезжий скажет.

После 22-х лет, прожитых в нашем городе, вы считаете себя самарцем?

- Вы знаете, когда я приезжаю в Астрахань, мне кажется, что я дома, и это мой родной город. Когда я в Волгограде, мне кажется, что это мой родной город, и здесь, в Самаре, я живу и чувствую себя как дома. Не могу выбрать один вариант, мне везде комфортно.

Музыку слушаете вне работы?

- Постоянно, в основном классические произведения и некоторую эстраду. К сожалению, за нашей поп-музыкой я даже не пытаюсь следить, потому что (не хочется никого ругать и обижать) но я не могу просто даже тембры отличить. Материал, который идёт из радиоприёмника или с экранов телевизоров — это всё как-то однообразно и ритмически, и музыкально, да и тексты иногда просто ужасающие. Вы знаете, мы поём на стихи великих классиков и после этого слышать очень примитивные тексты, которые даже из школьной программы не правильно построены, — это невыносимо.

А что вы скажете про рок-музыку? Говорят, она считалась всегда глубже и вдумчивее «попсы»?

- Рок-музыку мне сложно воспринимать, там очень мощные децибелы. В классической музыке большой оркестр исполняет свои партитуры, в них всё сбалансировано композитором. Если громкое тутти заполняет зал и может немного оглушать, то перед этим моментом обязательно будет подготовка - что-то тихое или нарастание, так же, как после громкого момента идёт спокойный выход из него. Человек не может находиться под постоянным прессингом. Молодёжь же воспринимает это на драйве и адреналине.

То есть это зависит от возраста?

- В какой-то степени да. Я иногда думаю, что придет время, сменятся поколения, и нам не для кого будет исполнять нашу музыку. Однако публики меньше не становится, люди сами к этому приходят. Невозможно находиться под прессингом поп- и рок-культуры постоянно, ты просто начинаешь искать, ту музыку, с которой тебе комфортно в данный момент. Это как разные этапы в жизни.

Как вы готовитесь к концертам и спектаклям?

- День спектакля от обычного дня ничем особенно не отличается. Надо попробовать голос и до 12 часов дня доложить в театр, всё ли в порядке. Если что-то не так, и возникают проблемы, обязательно сообщить до этого времени, чтобы нашли замену. А в целом вообще никакой разницы. Завтрак, обед, настраиваешься, стараешься музыку не слушать, потому что вечером будет переизбыток звука.

Как проходит подготовка к роли и её разбор?

- Дело в том, что режиссёр выстраивает всю концепцию спектакля. Ставит перед нами технические и характерные задачи, которые мы выполняем. Так и происходит подготовка, мастер-режиссёр выстраивает спектакль, задумывает концепцию, и мы, как кубики, должны составить общую картину.

Что помогает запомнить такой большой объём текста, да ещё и на иностранном языке, например?

- Помогают читки, индивидуальные репетиции, мы проходим всё, что исполняет персонаж. Потом спевки с дирижёром и другими исполнителями. Затем приходит режиссёр, и начинается постановка. В момент репетиции мы всё доводим до кондиции. С иностранными языками, конечно, сложнее. На этапе обучения в консерватории изучают итальянский язык. С немецким и французским сложнее. Если нет знаний, то приходится спрашивать, смотреть, как звучит, и накладывать своё исполнение.

Есть ли на памяти интересный случай в вашей практике службы в театре?

- До сих пор помню одну ситуацию, которая произошла 15 лет назад. Спектакль «Аида», ещё до реконструкции. Спектакль дневной, для школьников, в 16:00. Я, видимо, невнимательно посмотрел расписание, а заведующий трупы не всех предупредил о времени. Я как раз оказался среди тех, кого не предупредили. И вот в 16:00 пообедал, хожу дома, не собран. Тут звонок в дверь, открываю – а там наш театральный водитель. Он мне говорит, что у меня спектакль начинается через пару минут, и его за мной послали. А там, на самом деле – небольшое вступление и сразу начинается моя партия. Я в шоке: одеваюсь, меня трясёт, мы едем в театр. Одни меня одевают, другие гримируют, и я выхожу. Дирижёр на меня так исподлобья смотрит... Всего на дорогу от двери дома и до выхода на сцену мы потратили 15 минут. А успокоиться я смог только к середине спектакля.

Какую роль вы хотели бы сыграть из великих и какую из сыгранных вы любите больше всего?

- Все роли для актёра - они как дети, и каждая дорога по-своему. Мы их переживаем, пропускаем через себя, поэтому выделить одну очень сложно. А вот что бы я хотел исполнить — этого я не скажу, не хочу раскрывать все свои планы и мысли. Иначе не сбудется, сами понимаете.

Вы очень много выступали за границей, расскажите, чем отличается публика в Самаре от столичной и европейской/американской?

- Публика разная во всех городах. Но раньше, мне казалось, что публика больше разбиралась в пении и в исполнении, и иногда даже небольшая, но хорошо исполненная роль принималась лучше, чем главный персонаж. Это что касается России в целом, правда в Санкт-Петербурге такая реакция зала еще имеет место. Если говорить о загранице, то в Италии и Испании публика очень горячая. Немцы более холодные, вдумчивые. Вот американцы свистят, когда очень нравится - они вместе с хлопками ещё и звонким свистом поддерживают.

А удавалось ли получить обратную связь от зрителей?

- В этом смысле меня очень удивила Америка. Когда мне довелось петь в «Карнеги-холле», в Нью-Йорке, я увидел то, что у нас было раньше в России. Я о сборе поклонников и ценителей у подъезда к зданию театра или концертного зала, что бы подарить цветы, взять автограф и просто пообщаться. У нас сейчас такого нет, бывают интересные моменты, но они редки. Однажды конечно и в «Ашане» узнали, и в санатории как-то подходили.

Что бы вы, как состоявшийся исполнитель, могли посоветовать новичку, который не может определиться, нужно ли ему выбрать такую профессию?

- Я думаю, всё очень просто. Если человек не может без этого жить, то надо заниматься. Пение — болезнь, и если ты этим заболел, то ты это будешь знать точно. Ты будешь петь везде: в душе, в квартире и на улице, и народ будет на тебя обращать внимание. И если у тебя есть прекрасный голос, я считаю, это дано высшими силами.

Напомним, что 30 января в 18:30 на Малой сцене Самарского академического театра оперы и балета состоится творческий вечер Андрея Антонова. В программе концерта – романсы и арии зарубежных, русских и советских композиторов, русские народные песни и духовные песнопения. В концерте принимают участие солисты, хор и симфонический оркестр театра.