Ранее, 25 декабря 2019 г. Комсомольский районный суд признал ПАО «Тольяттиазот» виновным в этих нарушениях, и вынес постановление о приостановке деятельности ряда опасных производственных объектов и технических устройств завода. ТоАЗ обжаловал это решение в Самарском областном суде, который и направил дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции. Расскажем, как развивались события.
Все последнее время название крупнейшего в стране производителя аммиака – ПАО «Тольяттиазот» – не сходит со страниц СМИ в связи с крайне тревожным положением в области промышленной безопасности, которое сложилось на заводе. В октябре 2019 г. в ответ на обращения обеспокоенных жителей Тольятти центральный аппарат Ростехнадзора провел на ТоАЗе проверку, в ходе которой было выявлено более 360 грубейших нарушений. Они стали свидетельствами не просто крайне изношенного состояния оборудования и трубопроводов, но представили картину реальной угрозы жизням и здоровью жителей Тольятти, в любой момент рискуя обернуться страшной катастрофой.
Проверка вскрыла многочисленные утечки аммиака и природного газа из повсеместно разрушающихся трубопроводов, ужасное техническое состояние запорного и газораспределительного оборудования, высокотемпературных печей и реакторов, емкостей хранения токсичных веществ – соляной и серной кислот и щелочи. Выявлено, что большая часть установок, агрегатов и трубопроводов предприятия не имеют разрешительной документации, имеют непроектные конструкционные изменения, работают без надлежащей экспертизы промбезопасности, паспортов и разрешительных документов. Большое количество оборудования находится в аварийном состоянии, работает много лет без обязательных по закону остановок на регламентные и профилактические ремонты.
Значительная часть основных трубопроводов аммиака, природного газа и хранилищ опасных веществ вообще находится в критическом состоянии, им необходима срочная остановка эксплуатации и замена.
Обнаружилось также, что экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) на заводе решением генерального директора Дмитрия Межеедова монопольно отдана ООО «ТМС РУС», не имеющему ни соответствующей сертификации, ни опыта, ни профессиональных кадров.
Значительная часть заключений ЭПБ, выданных этой организацией на различное оборудование, является фиктивной. А на большую часть оборудования и трубопроводов, из-за их аварийного состояния, «ТМС РУС» не рискнула выдавать даже фиктивные заключения ЭПБ.
Все это означает, что техническое состояние всего завода внушает крайние опасения и в любой момент предприятие грозит поднять на воздух и погубить весь город.
Такая практика руководства предприятия в отношении норм и правил промбезопасности длится много лет подряд. Руководство и владельцы ТоАЗа озабочены лишь масштабным выводом средств с предприятия, что подтвердил в июле 2019 года Комсомольский районный суд Тольятти в обвинительном приговоре. Денежные средства нелегально утекали в офшоры, их катастрофически не хватало на поддержание безопасной работы оборудования. К настоящему времени основные фонды пришли в крайне изношенное состояние, угрожающее катастрофой всему населению Тольятти и близлежащих поселков. День ото дня ситуация только усугубляется.
И вот результат этого преступного бездействия: на предприятии регулярно происходят серьезные аварии, сами факты которых, а также их причины и последствия руководство пытается тщательно скрывать от общественности. Но все тайное рано или поздно становится явным.
В 2014 году на агрегате аммиака № 4 произошел взрыв в емкости для хранения раствора, емкость разорвало и лишь по счастливой случайности никто не пострадал. В 2015 году в Воронежской области произошел разрыв магистрального аммиакопровода ТоАЗа, в результате которого утекло свыше полутонны аммиака. Благодаря экстренной эвакуации всех жителей села Липяги никто серьезно не пострадал, но аммиак выжег сельскохозяйственные посевы, погубил лес и рыбу в местной реке. В январе 2016 г. в цехе подготовки аммиака к транспортировке № 13 произошла авария, в результате которой произошла мощная утечка аммиака. В феврале 2017 г. по скрытой от общественности причине на предприятии были аварийно остановлены сразу несколько агрегатов аммиака. 15 октября 2018 г. из-за отравления аммиаком погиб механик цеха № 26. А на следующий день – 16 октября 2018 г. на агрегате аммиака № 4 произошел взрыв 3000 кубометров природного газа, вызвавший мощный пожар. До сегодняшнего последствия аварии не устранены, реальные причины ее не расследовались. В мае 2019 г. в зоне пункта замера расхода газа была обнаружена утечка природного газа, а в октябре 2019 г. – на магистральном трубопроводе обнаружен новый пропуск газа угрожающего критического уровня.
Все эти аварии лишь по счастливому стечению обстоятельств обошлись без массовых жертв. Но кто может поручиться, что такая катастрофа не случится на одном из участков завода в любую минуту?
При этом управляющая организация ТоАЗа, – ЗАО «Корпорация Тольяттиазот» – в соответствии с договором передачи прав управления вообще не несет никакой ответственности за управление производством на заводе. В управляющей компании нет ни одного руководителя, аттестованного по конкретным разделам правил промышленной безопасности – ремонты, газовое хозяйство, проектирование и так далее. Гендиректор Дмитрий Межеедов вообще не прошел никакой аттестации, его заместители – лишь по общим правилам. Сама «Корпорация Тольяттиазот» не имеет ни одной лицензии в сфере производства, ремонтов, строительства, проектирования. Годами инспектора СПУ Ростехнадзора и местные власти с равнодушием наблюдали, как на заводе копятся проблемы с безопасностью, попутно, видимо, решая какие-то другие задачи, более важные для них, чем безопасность населения Тольятти и всего Ставропольского района.
Октябрьская проверка предприятия совместной комиссией центрального аппарата Ростехнадзора и местного управления ведомства выявила угрожающее положение дел с промбезопасностью на ТоАЗе. Дальше делать вид, что все в порядке, стало уже невозможно. Это четко просматривается и по решениям судов. Через месяц после окончания проверки, 5 декабря Комсомольский районный суд Тольятти вынес постановление о приостановке работы бака-нейтрализатора в цехе № 06А сроком на 80 суток. 25 декабря суд приостановил деятельность опасного производственного объекта «Склад сырьевой кислоты и щелочи» сроком на 90 суток, на такой же срок была приостановлена работа цеха межцеховых коммуникаций № 16, в связи с критическим состоянием трубопроводов аммиака.
В постановлении суда сказано, что эксплуатация этих опасных производственных объектов в непригодном для этого состоянии «создает действительную и реальную угрозу для жизни и здоровья людей, способно повлечь несчастные случи, которые уже имели место на предприятии. Кроме того, выявленные нарушения имеют длящийся характер, предприятие не принимает значимых усилий по их устранению, обнаруженные нарушения несут собой опасность для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды».
Кроме того, сроком на 6 месяцев был дисквалифицирован заместитель гендиректора ТоАЗа по производству Евгений Шибанов, а также ряд других руководящих сотрудников завода.
Комсомольский районный суд, вынеся решение о приостановке, возможно, впервые в практике рассмотрения дел о нарушениях в области промбезопасности на ТоАЗе, проявил принципиальную позицию, поставив ценности спасения тысяч человеческих жизней выше чьих-то коммерческих интересов.
Как уже было отмечено, ТоАЗ обжаловал это постановление в Самарском областном суде, который его отменил, направив на повторное рассмотрение. При ознакомлении с решением Самарского облсуда совершенно отчетливо видно, что представители ПАО «Тольяттиазот» попросту обманули суд, представив в своем возражении, что якобы большая часть нарушений уже исправлена. Однако, как заметил на это Ростехнадзор, эти «исправленные» нарушения – лишь выправление документов о продлении срока эксплуатации ряда позиций оборудования, в том время как наиболее критические нарушения по работе оборудования и технологическим процессам, связанным с кислотами и щелочами, не устранены.
Пытаясь всеми силами убедить Самарский областной суд в неправомерности решения о приостановке, представители ТоАЗа продолжают врать. В частности, они говорят о том, что остановка, например, склада сырьевой кислоты и щелочи повлечет остановку работы практически всего производства ТоАЗа, которое также необходимо будет остановить. А остановка агрегатов аммиака и карбамида в эти зимние месяцы якобы неизбежно приведет к заморозке и выходу их из строя, как следствие – многомесячному ожиданию, когда будет произведено и смонтировано новое оборудование. Однако каждый, даже начинающий специалист химического производства отлично знает, что регламент остановки аммиачного (и прочих, используемых на ТоАЗе) производства предусматривает лишь его перевод в другой технологический режим, при котором производство продукции не ведется, но установки и агрегаты обогреваются и поддерживаются в работоспособном состоянии столько, сколько надо, пока они вновь не будут готовы к промышленному запуску.
Кроме того, представители ТоАЗа пускаются и в другие спекуляции. Якобы остановка склада сырьевой кислоты и щелочи приведет к нарушению технологии работы очистных сооружений ТоАЗа, а значит, что все промышленные и фекальные сбросы города без очистки станут сливаться напрямую в Саратовское водохранилище. И это – опять ложь, причем грубая, рассчитанная на то, чтобы оказать давление на суд.
На самом деле склад сырьевой кислоты и щелочи технологически никак не связан с очистными сооружениями. Щелочь используется в заводской системе водоподготовки для очистки воды перед ее запуском в технологическую цепочку производства. А вовсе не на этапе очистки стоков, которые, как известно, очищаются при помощи т.н. «активного ила» – живых бактерий, питающихся за счет веществ, содержащихся в бытовых и промышленных стоках.
Вся эта ложь рассчитана на то, чтобы обмануть и запутать суд, который не обладает всей глубиной экспертизы в области химических технологий. Впрочем, Самарский областной суд указал на ряд процессуальных нарушений, которые предстоит устранить в ходе повторного рассмотрения новым составом Комсомольского районного суда, назначенного на 15 января.
На кону – тысячи человеческих жизней. История новейшего времени знает примеры страшнейших техногенных катастроф, произошедших на химических предприятиях. В этом печальном перечне – индийский город Бхопал, итальянский Севезо, китайский Сучжоу, английский Фликсборо, швейцарский Базель, германский Оппау и другие. Утечки токсичных веществ, взрывы и пожары, произошедшие на химпредприятиях в этих городах, привели к десяткам тысяч жертв, еще большее число людей умерли позже или остались инвалидами. И в большинстве случаев – последствия произошедших много лет назад катастроф продолжают сказываться на здоровье людей и экологии и по сей день.
Сейчас настал момент принятия решительных мер, чтобы этот ужасный список не пополнил российский город Тольятти.
Источник: wek.ru