В Санкт-Петербурге уже который месяц идет ожесточенная борьба вокруг доски, посвященной Карлу Густаву Маннергейму, российскому и финскому военачальнику. В Самаре тоже есть ряд неоднозначных памятников, которые вызывают раздражение у горожан. ProGorodSamara вспомнил их.
Когда летом 2014 года на улице Челюскинцев появилась бетонная рыбка, удивлению самарцев не было предела. Кто, зачем и почему — этими вопросами задавались буквально все. Горожанка Анна Зорина имела мечту, а именно - установить скульптуру золотой рыбки. Она обратилась к знаменитому самарскому скульптору Степану Карсляну, который и создал инсталляцию. Рыбка в неизменном виде простояла буквально до первой зимы, а потом началось издевательское народное самовыражение. Ее обливали розовой краской, красили в крапинку и отламывали хвост.
Вообще, 2014 год был богат на открытие различных памятников, подчас очень странных. Так, на Первомайском спуске появился загадочный арт-объект «Колыбель человечества», поражающий зрителя своим видом. Довольно странные, сросшиеся фигуры, склоняются над земным шаром. Инициатором установки стал некий «Деловой клуб «Ротари-Самара». Авторы посчитали, что скульптура, поможет бережнее относится к природе. Если экологический эффект изваяния оценить сложно, то вот прохладное отношение горожан к скульптуре, очевидно.
Счастливым примером стал памятник литературному персонажу, милиционеру Дяде Степе, прототип которого проживал в Куйбышеве. Изначально горожане очень настороженно отнеслись к идее крупной скульптуры на главной пешеходной улице города. Некоторых пугало выражение лиц детворы, окружающих самого доброго милиционера. Но после открытия памятника, на которое приехали режиссер и сын создателя сказки Сергея Михалкова Никита, а также автор скульптуры Зураб Церетели, самарцы сменили гнев на милость. Памятник круглосуточно приковывает внимание гостей города и горожан, которые много с ним фотографируются.
Одним из последних арт-объектов, установленных в Самаре, стала бронзовая ракушка, изображающая доисторический аммонит. Скульптура у Загородного парка привлекла внимание вандалов еще до открытия, неизвестные попытались ее украсть. Интересно, что первые фото скульптуры вызвали неоднозначную реакцию в самарских интернет-сообществах, где комментаторы, не стесняясь в выражениях, сравнивали ракушку с отходами жизнедеятельности.
Кристина Цибер, самарский скульптор и архитектор, соавтор альпийской горки с ракушкой, рассказала ProGorodSamara, что критика малых архитектурных форм, особенно в интернете, носит хамский и неконструктивный характер:
Так получилось, что скульптура, как элемент благоустройства Ново-Садовой, открылась перед выборами, что привлекло к ней дополнительную критику. Хочу сказать, что инсталляция была создана на деньги частных инвесторов, на нее не были потрачены бюджетные средства.
А вот критика аммонита в интернете носила совершенно неприличный, хамский и неконструктивный характер. Например, говорили, что она может на кого-то упасть. Ребята, там столько арматуры, что об этом и речи идти не может! Тролли могут шутить на сайтах, но я каждый день проезжаю мимо Загородного парка и часто вижу настоящие очереди из детей и взрослых, чтобы сфотографироваться с ракушкой, а это говорит о многом. Малые формы просто украшают город, они не несут никакого подтекста и относиться к ним нужно спокойно.
Но самым неоднозначным памятником, вернее его проектом, является монумент белочехам. Идея его установки родилась в далеком 2008 году после заключения соглашения между Россией и Чехией. История пребывания чехословацких легионеров в Самаре до сих вызывает горячие споры между учеными и активными горожанами и, особенно, у коммунистов, которые не могут простить кровавые трехмесячные гонения на своих предшественников в 1918 году. Уже 8 лет собираются подписи, проводятся пикеты и акции против мемориала на Красноармейской. В декабре 2015 года на место были привезены плиты под постамент, но благодаря гневу общественности, их увезли.
Интересно, что читатели паблика «Самара Онлайн» в комментариях к опросу активно голосовали за альтернативный «раздражающий» вариант, а именно — памятник Владимиру Ленину на площади Революции. Вождю мирового пролетариата припомнили, что стоит он на месте царя Александра II, памятник которому был демонтирован и уничтожен при советской власти.