C 20 октября на всей территории России начинает дейстовать новый регламент МВД, который регулирует работу инспекторов ГИБДД. Ранее действовал регламент по надзору за участниками дорожного движения, утвержденный аж в 2009 году, и вот по прошествии 8-ми лет в нём появились новые пункты, и исчезли ряд старых. Корреспондент портала ProGorodSamara.ru разобрался в новых установках для полицейских и выяснил, как это скажется на общении с водителями и повлияет ли новый регламент на повышение уровня БДД.
При детальном изучении вопроса первым, за что хватается взгляд — это возможность полицейских останавливать водителей для проверки документов в любых местах, без привязки к стационарным постам. Ранее такое было возможно при проведении спецмероприятий. Тогда инспекторы имели право останавливать автомобиль в любом месте. Новый порядок это ограничение снимает.
Например, при надзоре за дорожным движением допускается использовать специальные технические средства, принадлежащие государственным органам, общественным организациям и «иные технические средства фото-, звуко- и видеозаписи». То есть инспекторам разрешили снимать водителей не только на спецсредства, имеющие сертификацию, но и на бытовые камеры и телефоны.
- Снимать инспектора всё также можно, главное — не создавать провокационных действий, - подчеркнул заместитель начальника Управления ГИБДД обастного Главка Игорь Бобров.
Следующим спорным пунктом стало исключение из обязанностей сотрудника ГИБДД пункта "непрепятствование ведению фото и видеосъемки водителем". Если таковое не запрещено законодательством, при наличии запрета сообщать участнику дорожного движения его основания.
Этот пункт вызвал огромный резонанс в водительском сообществе и не только. Правозащитники и «Федерация автовладельцев России» подняли несколько вопросов, которые связаны вероятным появлением коррупционных проявлений.
Как стало известно редакции, пункт о непрепятствии в видеосъемке и аудиозаписи прописаны в законе "О полиции" и в федеральном законе, где говорится о том, что гражданин вправе получать и распространять информацию любым законным способом.
Также ранее в регламенте оговаривалось, что инспектор не может курить при общении с водителем, однако в новой редакции этот пункт мы не нашли.
- Стоит понимать, что этот пункт исключён не в целях поощрения курильщиков. Просто нет смысла ещё раз дублировать пункт, который и так прописан в законе "О полиции" и во внутренних правилах поведения инспекторов на работе. По этому его просто убрали, это не значит, что полицейские теперь будут курить во время оформления протоколов, - отметил заместитель начальника Управления ГИБДД областного Главка Игорь Бобров.
Но, кроме «поощрений» для сотрудников ГИБДД, есть и интересные пункты, которые могут порадовать и водителей.
Так, например, если медицинская экспертиза показала отрицательные результаты на наличие алкоголя или наркотиков, то водителю не придется на «своих двоих» возвращаться к оставленной машине или, и того хуже, вызывать такси - инспектор обязан доставить автомобилиста к транспортному средству. Еще один плюс - при желании водителя могут оповестись о времени и месте "разбора" административного протокола по СМС. Теперь эта услуга легкодоступна.
Также автомобилист обязан самостоятельно сдать водительское удостоверение после принятия решения суда о лишении его права управления транспортным средством.
- Многие граждане путались в применении тех или иных норм. В связи с этим было принято решение о создании нового административного регламента. В него внесён ряд изменений, и все они основаны на законодательстве. Естественно, любое действие нашего инспектора может быть обжаловано гражданином, - рассказал Игорь Бобров.
Представитель движения «Дорога63», координатор проекта «Карта дорог» Общероссийского Народного Фронта Аркадий Лазарев:
- Данные изменения вполне закономерны, конечно, не без странных пунктов, но всё же логичны. К примеру, пункт об остановке водителей в любых местах. У нас нет специальных пунктов уже много лет, и если это воспринимать буквально, тогда им вообще негде работать. Собственно, этот пункт убирает нестыковки, и всё становится предельно понятно. Также как и использование видеосъёмки. Нужно понимать, что регламент не может противоречить закону "О полиции" или конституции. Поэтому запретить снимать сотрудник может только своё лицо и процесс оперативных действий, к примеру, задержания. А в целом человек продолжает иметь все права на совершение съёмки.
Председатель самарского отделения Всероссийского общества автомобилистов Олег Мартин:
- В принципе мнение автомобилистов по вопросам регламента работы инспекторов не изменилось. Главное, чтобы это не влекло за собой перегибы и злоупотребления. А вот с вопросом доставки обратно после отрицательного результата освидетельствования — это и правда актуальный вопрос. Если какой-то неопытный полицейский не может определить, находится человек в нетрезвом виде или нет, и везёт его на освидетельствование, то почему, если человек «чист», он должен сам добираться до машины обратно. Это положительный аспект — бесспорно.