В Самаре разгорелся очередной транспортный скандал. Об этом стало известно от сотрудников антимонопольной службы.
По информации ведомства, передача муниципальных автобусов частному перевозчику произошло с нарушением. Представители ведомства предполагают, что город работал по заранее оговоренным интересам частников «СамараАвтоГаз».
По сути, город передал коммерсантам готовый бизнес, который подготовило муниципальное предприятие «Пассажирский автомобильный транспорт». Последнюю компанию создали еще в мае 2007 года. Она занималась обслуживанием всех маршрутов, которые курсировали по городу. Кроме того, в ведомстве предприятия были дачные маршруты и перевозки пассажиров в праздничные дни.
Самый крупный муниципальный перевозчик Самары долгое время находится в предбанкротном состоянии. Об этом знала городская власть и говорили сами работники «Пассажиравтортранса».
На компании долгое время висели долги за уже купленные в лизинг автобусы. Кроме того, рынок автоперевозок почти полностью перешел в руки частных компаний. Последним, кстати, все чаще отдавали прибыльные маршруты, а коммерческие маршрутки чаще дублировали движение муниципальных автобусов. Сотрудников, которые работали на последних, заставляли увольняться по собственному желанию.
По итогу, в 2018 году финансовые трудности привели к тому, что «ПАТ» обанкротилось. А власти недолго думая передали все автобусы в аренду «СамараАвтоГаз», заключив с ними договор на ближайшие пять лет.
Жителей, кстати, не устраивало такое решение, они боялись, что цены на проезд сильно поднимут, а льготы вовсе исчезнут.
Теперь же прокуратура потребовала у ФАС выяснить обстоятельства передачи автобусов в лизинг. В результате в отношении главы Самары возбудили внутриведомственное дело. Кроме того, под подозрения попали департамент транспорта, департамент управления имуществом и, собственно, перевозчики МП «Пассажиравтотранс» и ООО «СамараАвтоГаз». Всех членов разбирательства подозревают в нарушении закона о конкуренции.
Однако решение передачи автобусов частному перевозчику приняли в начале декабря 2017 года. Тогда исполняющим обязанности главы города был Владимир Василенко.
Но сам договор аренды заключался уже при мэре Елене Лапушкиной в апреле нынешнего года. В документе было указано, что новым владельцам передали 123 автобуса, из них 33 работало по муниципальным маршрутам.
К слову, за каждый контракт мэрия запрашивала оплату в 0,1 рубля, но торги прошли и все контракты заключили по цене 0 рублей.
Специалисты занялись установлением расчёта, который провели чиновники для введения суммы. Суммы были установлены дептрансом совместно с перевозчиками МП «Пассажиравтотранс», ООО «СамараАвтоГаз», ООО «Шоссе» и ООО «Рейс». При этом было определенное условие работы на городских маршрутах. Компания сама имела право устанавливать сумму за проезд и провоз багажа.
«ПАТ» не дал никакого ответа, в отличие от всех ООО. Он согласился с тем, что предложение в 0 рублей будет верным решением.
Но выяснилось, что все эти ООО были присоединены к «СамараАвтогаз». Так, оказалось, что последние владеют 60% доли в капитале «Рейса» и «Шоссе» и 50% доли в «СамараАвтоГазе».
В настоящее время специалисты ФАС считают, что произошло нарушение в момент, когда было заключено соглашение о передаче автобусов «Пассажиравтотранса» к ООО «СамараАвтоГаз» до начала торгов.
По словам источника, знакомого с ситуацией, департамент транспорта только выполнял действия этого соглашения и никакого отношения к заключению соглашения не имел.
Несмотря на это, «СамараАвтоГаз» стал фактическим монополистом в городе. Компания даже имеет право отказаться от приема неисправных транспортных средств и уменьшать цену договора. А это, между прочим, не было предусмотрено документацией об аукционе.
По закону такие соглашения вообще запрещены из-за указа по защите конкуренции. Причем в этом договоре было написано количество передаваемого имущества, но никто не проследил за фактической передачей авто.
Сейчас специалисты занимаются подробным изучением документации и узнают позиции всех участников дела. Их подозревают в нарушении закона о защите конкуренции.
ФАС утверждает, что если окажется, что нарушения действительно имели место быть, то в отношении мэра, перевозчиков будет возбуждено административное дело. Чиновникам местного самоуправления грозит штраф от 20 до 50 тысяч рублей и дисквалификация сроком на три года. Перевозчики в случае доказательства их вины также заплатят штраф, который рассчитают с учетом полученной выручки.
ProGorodSamara.ru в администрации пояснили ситуацию и рассказали о том, что торги провели в соответсвии с законодательством.
- На 24 октября 2018 года никаких документов по вопросу возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке муниципальных перевозок в Администрацию городского округа Самара не поступало. Как только появятся официальные бумаги, они будут внимательно изучены, после чего можно будет давать содержательные комментарии. В предыдущие периоды на городских маршрутах работал перевозчик МП г. о. Самара «Пассажирский автомобильный транспорт». В связи с убыточной деятельностью в целях компенсации дефицита оборотных средств МП «Пассажиравтотранс» было вынуждено брать кредиты и наращивать задолженность поставщикам. К концу 2017 года из-за наличия большого объема задолженности предприятие не могло в полном объеме выполнять транспортную работу. С осени 2017 года Администрацией городского округа Самара рассматривались различные варианты вывода предприятия из кризисной ситуации, в том числе рассматривались предложения по заключению концессионного соглашения или приватизации предприятия. В результате в целях обеспечения исполнения обязательств МП «Пассажиравтотранс» и недопущения сбоев в транспортном обслуживании выбран вариант улучшения финансового положения путем привлечения инвестиций в предприятие. Были проведены конкурсные процедуры, по результатам которых имущество предприятия было передано в аренду. Также был выбран новый перевозчик для обслуживания автобусных маршрутов, на которых работало МП г. о. Самара «Пассажиравтотранс». Все торги проведены в соответствии с действующим законодательством, - пояснили в Администрации города