На протяжении последнего месяца прошлого года Самарастат фиксирует рост розничных цен на автомобильное топливо в городе. Так, за неделю с 19 по 26 декабря в Самаре средняя стоимость литра бензина АИ-95 выросла на 1,17%, а АИ-92 — на 1,16%.
Если стоимость бензина не столь резко повышается, то ценники на дизельное топливо переписываются чуть ли не каждую неделю. С 6 декабря «солярка» прибавляет в цене по 1-3% каждые семь дней. На сегодняшний день средняя стоимость бензина АИ-92 и дизтоплива на самарских заправках составляет 35 рублей, АИ-95 — 38 рублей.
Самарец Виталий Медведев много ездит за рулем своей иномарки Kia и ощущает на себе каждое повышение цен на бензин.
- Машина у меня относительно новая, на гарантии. И инструкция производителя предписывает заправляться «девяносто пятым». Заезжаю на одну из распространенных сетей АЗС, так там чуть ли по два раза в месяц ценники на топливо новое. Мне кажется, что за последний год литр бензина вырос на 2-3 рубля, и каждый полный бензобак мне стал дороже на 150 рублей.
Эксперты считают, что резкое подорожание стало следствиями отказа правительства от снижения «временных» акцизов 2016 года и повышения спроса на топливо из-за холодной зимы.
- В розничных ценах на топливо в последние месяцы заметно оживление: с начала ноября прошлого года бензин на заправках подорожал в среднем по стране на 1%, в Самарской области – на 1,5%, а дизельное топливо – на 4% по стране и почти на 10% в Самарской области.
В прошлом году акцизы на топливо повышались дважды (с 1 января и с 1 апреля). Если бы они полностью отразились в рыночной цене, то топливо должно было подорожать как минимум на 6-8%. Но этого не произошло, общий рост розничных цен с января по ноябрь 2016 года составил всего 3,5%. Рост акцизов воспринимался как временное явление, ведь с 1 января они должны были снижаться. Однако в декабре президентом был подписан закон, по которому акцизы сохранялись в 2017 году на существующем уровне, а в 2018-2019 гг. должны уже не снижаться, а расти с темпом около 4% в год.
Зима в этом году началась рано, а таких низких температур Россия не видела давно. Холодная и ранняя зима могла спровоцировать рост спроса на моторное топливо, особенно на дизельное топливо зимних классов, и производители могли отпустить сжатую пружину розничных цен. Если причина в этом, то с потеплением спрос и цены должны стабилизироваться, - рассказал порталу ProGorodSamara.ru эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.
Самарским автомобилистам следует морально подготовиться к следующей волне повышения цен на бензин в 2017 году.
- Если не произойдет сокращения предложения топлива на рынке, и не возникнет его дефицита, то подорожание топлива в 2017 году не должно сильно превышать параметры инфляции. В качестве вероятной причины дефицита могут выступить, например, сокращение производства из-за аварии или профилактического ремонта на нескольких НПЗ. В 2017 году должен завершиться т.н. «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, включающий сокращение экспортных пошлин: нефти – на 20%, автобензина – на 60%, дизельного топлива – на 40%. Производители могут увеличить экспортные поставки нефтепродуктов за счет внутренних продаж. В этом случае повышение розничных цен на заправках России будет неизбежным, - подытожил эксперт.