Никогда не жалуйтесь об этом, если хотите сохранить уважение окружающих: совет профессионального психолога

09.12.2025, 10:00 , Илья Соколов — Редактор

В процессе профессионального и личного общения мы часто обсуждаем проблемы и трудности, которые вызывают у нас беспокойство или раздражение. Нам кажется, что это способствует укреплению межличностных связей, снижению уровня стресса и получению эмоциональной поддержки.

Однако, согласно рекомендациям психологов, не все проблемы следует обсуждать публично. Постоянное обсуждение одних и тех же вопросов может негативно сказаться на восприятии окружающими, даже если это близкие люди. Важно соблюдать баланс между открытостью и осознанием границ своих откровений и возможных последствий.

Три темы, обсуждение которых следует избегать

Существуют аспекты жизни, обсуждение которых может существенно повлиять на профессиональное и личное восприятие окружающими.

  • Личные слабости и недостатки. Частые высказывания о себе как о ленивом, нерешительном, неорганизованном или неуверенном человеке не способствуют формированию положительного образа. Коллеги и руководство могут воспринять такие заявления как признание неспособности выполнять задачи на высоком уровне. Фразы, содержащие негативную оценку собственных возможностей, могут создать устойчивый негативный имидж. Рекомендуется работать над своими недостатками в конструктивном ключе, демонстрируя результаты своих усилий через конкретные действия.

  • Финансовые вопросы. Обсуждение нехватки средств, долгов или низкого уровня дохода редко вызывает положительные эмоции. Это может вызвать чувство неловкости, жалости или даже презрения. В профессиональной среде такие разговоры могут создать образ человека, неспособного эффективно управлять своими ресурсами и принимать взвешенные финансовые решения. Особенно важно избегать обсуждения финансовых проблем в присутствии руководства, деловых партнёров и на новом месте работы, где формируется репутация. Не следует скрывать своё финансовое положение, но делать его постоянной темой для обсуждения также не рекомендуется.

  • Проблемы со здоровьем. Постоянные жалобы на здоровье, такие как боли, усталость, бессонница или хронические заболевания, могут оттолкнуть окружающих. В обществе существует стереотип, что человек, неспособный поддерживать своё здоровье, не справится с серьёзными задачами. Руководство, слыша постоянные отсылки к плохому самочувствию, может усомниться в вашей способности выполнять ответственные проекты. Даже в дружеской среде постоянные негативные высказывания о здоровье могут привести к подсознательному дистанцированию.

  • Как правильно делиться проблемами, не нанося вреда своей репутации

    Избегать жалоб полностью невозможно и даже нежелательно для психического здоровья. Важно знать, как, кому и в какой форме выражать свои трудности. Первое правило — дифференцировать аудиторию. То, что уместно обсудить с близким другом или психологом, не следует выносить на обсуждение с коллегами или в рамках светской беседы.

    Второе правило — корректировать формулировки. Превращайте жалобы в констатацию временных трудностей и поиск путей их преодоления. Вместо «Я полный неудачник в этом деле» используйте формулировку: «Пока это вызывает сложности, но я активно изучаю новые подходы и ищу решения». Показывайте, что вы не пасуете перед трудностями, а стремитесь к их преодолению.

    Окружающие формируют мнение о нас не только на основе наших достижений, но и по тому, как мы справляемся с проблемами. Демонстрация спокойствия и конструктивного подхода производит более благоприятное впечатление, чем пассивное выражение недовольства.

    Избыточные жалобы, особенно на вышеупомянутые темы, могут негативно повлиять на восприятие даже со стороны доброжелательных людей. Умение сдержанно и уважительно говорить о своих проблемах может вызвать уважение и способствовать поиску поддержки.

    Иногда одно неосторожное высказывание в неподходящей компании может негативно сказаться на репутации, сформированной годами. Поэтому важно задавать себе вопросы: «С кем я веду диалог?», «Какова цель этого высказывания?» и «Какие последствия это может иметь?».