Он мечтал переписать историю СССР и не боялся даже КГБ, но вмешались советские власти: загадочная история о великом Драйдене

09.10.2025, 19:00 , Надежда Острокол

В начале сентября ушёл из жизни легендарный вратарь сборной Канады и клуба «Монреаль Канадиенс» Кен Драйден — выдающийся хоккеист своего времени. Его дебют в НХЛ начался впечатляюще: в первый сезон он стал обладателем Кубка Стэнли. При этом большую часть регулярного чемпионата Кен провёл в роли резервного голкипера и получил постоянное место в составе всего за шесть матчей до начала плей-офф. Воспользовавшись возможностью, он продемонстрировал великолепную игру, стал ключевым игроком плей-офф и привёл «Монреаль» к серебру, завоевав приз самому ценному игроку турнира — «Конн Смайт Трофи». Для новичка, о котором практически никто не знал в начале сезона, это был феноменальный результат.

За семь сезонов в НХЛ Драйден выиграл шесть Кубков Стэнли и пять раз признавался лучшим вратарём регулярного чемпионата. Эти достижения сделали его одним из величайших голкиперов в истории хоккея.

Особенностью Кена было не только его спортивное мастерство, но и умение расставлять приоритеты. В сезоне 1973/74 он полностью пропустил чемпионат, чтобы получить юридическое образование. Он осознавал, что хоккейная карьера рано или поздно закончится, и готовился к новой жизни. Вернувшись в «Монреаль» в сезоне 1974/75, Драйден стал первым игроком НХЛ с дипломом юриста.

Интересный факт: Кен хотел попробовать свои силы в чемпионате СССР. В составе сборной Канады он часто посещал Ленинград и Москву. В отличие от многих коллег, Драйден не боялся советских спецслужб и не опасался играть в СССР в конце карьеры.

Перед сезоном 1978/79 голкипер уведомил руководство «Монреаля» о том, что этот сезон станет для него последним в НХЛ, так как он планирует перейти в московский клуб. Однако из-за политической напряжённости и полного укомплектования ЦСКА игроками национальной сборной СССР путь в армейскую команду оказался закрыт. Рассматривались варианты с московским «Динамо», «Спартаком» или «Крыльями Советов».

Драйден объяснял свой интерес к советскому хоккею так: «Мне хотелось понять хоккей изнутри, испытать все трудности — как на льду, так и в быту. Хотелось узнать, как моя семья сможет адаптироваться к жизни в Москве. Я понимал, что придётся преодолевать сложности, но был готов».

Для осуществления этой идеи Кен обращался в Международную федерацию хоккея (IIHF), НХЛ, канадские власти, профсоюз игроков, Министерство иностранных дел и посольство Канады в СССР. Но несмотря на все усилия, советские чиновники систематически отказывали, не желая принимать иностранного игрока в национальный чемпионат. Тогда иностранцы в советском хоккее отсутствовали полностью, что вызывало недоверие к таким инициативам.

Легендарный голкипер Владислав Третьяк прокомментировал: «Драйден мог бы играть в СССР, он отличнейший вратарь и смог бы адаптироваться».

Драйден рассказывал, что на первоначальные запросы ему отвечали стандартными отказами, а в последующих переговорах постоянно появлялись новые предлоги. «Постоянно находили причины отказать. Например, не было жилья для меня, — рассказывал он. — Мы из посольства обещали найти квартиру, а им всё равно что-то не устраивало. В итоге стало понятно, что советская сторона просто не желает моего присутствия в чемпионате. Вероятно, они боялись, что я узнаю что-то важное и расскажу об этом миру. Решили сразу отказать», — вспоминал Кен.

В итоге Драйден отказался от идеи выступать в СССР и завершил спортивную карьеру. После этого он стал комментатором, написал несколько книг, преподавал в университете Торонто и даже возглавлял клуб «Торонто Мэйпл Лифс». Его уникальная личность могла бы внести свежие идеи в советский хоккей, но как сложилась бы его карьера в СССР, остаётся только предполагать, пишет sport24.