На протяжении шести столетий доминировала теория, согласно которой пандемия чумы, известная как «Чёрная смерть», проникла в Европу и Ближний Восток из Азии посредством Великого шелкового пути. Однако недавнее исследование, проведенное учеными из Эксетерского университета, подвергло эту гипотезу критическому анализу, выявив ее основу в ошибочном толковании средневекового арабского литературного произведения.
Речь идет о макаме Ибн аль-Варди, созданной в период с 1348 по 1349 годы в Алеппо. Макамы представляют собой уникальный жанр арабской литературы, в котором повествуются истории о странствующих обманщиках, сочетающие элементы приключенческого повествования с философскими размышлениями. В макаме Ибн аль-Варди чума метафорически представлена как странствующий обманщик, распространяющийся на протяжении пятнадцати лет от Китая до Средиземноморья. Однако европейские исследователи ошибочно восприняли данный художественный текст как свидетельство очевидца, что привело к неверной интерпретации исторических событий.
Читайте также
Существовавшая теория о стремительном распространении чумы предполагала, что возбудитель заболевания преодолел более трех тысяч миль за несколько лет. Однако тщательное исследование, проведенное Мухаммедом Омаром и профессором Нахайяном Фэнси, выявило, что данное толкование, возникшее у арабских историков XV века, было ошибочно интерпретировано в Европе.
Макамы, возникшие в конце X века, пользовались популярностью среди мамлюкских литераторов XIV столетия и предназначались для устного исполнения. Эти произведения сочетали развлекательную составляющую с глубокими философскими размышлениями, что делает их важным источником для анализа социокультурных процессов средневековья. Ибн аль-Варди использовал аллегорию для исследования природы чумы, а не для предоставления точной хронологии или исторических фактов. Тем не менее, его произведение активно использовалось арабскими историками, что и привело к ошибочному толкованию.
Данное открытие имеет значительные последствия для понимания более ранних вспышек чумы, таких как эпидемия в Дамаске в 1258 году и в Кайфэне в 1232-1233 годах. Макамы также предоставляют ценный материал для исследования механизмов адаптации средневековых обществ к катастрофическим событиям, показывая, как литература и творчество использовались в качестве инструмента преодоления кризисов. Признание макамы как выдающегося литературного произведения позволяет ученым более точно реконструировать исторические процессы и их влияние на общество, пишет источник.