Психолог рассказал, почему современные дети плохо запоминают информацию

07.10.2025, 14:25 , Илья Соколов — Редактор

Поколение "Альфа": вызовы цифровой эпохи

Современные дети, родившиеся после 2010 года, характеризуются активным использованием цифровых технологий с раннего возраста. Они демонстрируют высокий уровень владения гаджетами и активно используют мессенджеры и социальные сети, потребляя значительные объемы информации ежедневно. Эти дети обладают способностью быстро находить необходимые данные в сети Интернет.

Однако специалисты отмечают, что такой образ жизни оказывает негативное влияние на психическое здоровье подрастающего поколения. Психолог Майя Андрияничева указывает на то, что, несмотря на легкость доступа к информации в Интернете, дети испытывают затруднения с запоминанием базовых знаний, таких как таблица умножения.

Андрияничева приводит практический пример: "Когда ребенка просят решить задачу, он автоматически обращается к смартфону в поисках решения". Это свидетельствует о том, что мозг детей привыкает к мгновенной доступности информации и утрачивает способность к самостоятельному мышлению.

Длительное воздействие цифрового контента также оказывает влияние на концентрацию внимания детей. Короткие, яркие и динамичные раздражители делают сосредоточение на одном задании затруднительным. "Мозг привыкает к мгновенной награде, характерной для игр и социальных сетей, — отмечает психолог, — однако в реальной жизни такой механизм не работает, что приводит к резкому снижению мотивации".

Еще одной проблемой является необходимость постоянного фонового сопровождения при выполнении задач. Дети испытывают затруднения в начале выполнения учебных заданий без включенного видео или музыкального сопровождения, что приводит к фрагментации внимания и снижению эффективности обучения.

Многозадачность, типичная для поколения "Альфа", также вызывает определенные опасения. Дети могут одновременно выполнять несколько задач, таких как прослушивание музыки, выполнение учебных заданий и общение в мессенджерах. Однако научные исследования показывают, что мозг не способен обрабатывать задачи параллельно, а лишь переключается между ними, что снижает качество усвоения информации.

Психолог подчеркивает, что цифровые технологии и процессы цифровизации сами по себе не являются негативными факторами. Важно осуществлять контроль за их использованием и предотвращать бесконтрольный доступ к интернет-ресурсам, сообщает sovainfo.ru.