В России наблюдается существенный рост числа детей, обучающихся вне традиционных школ.
Действующий закон «Об образовании» открывает родителям и детям альтернативные варианты получения образования. Существуют заочная и очно-заочная формы, при которых учащийся периодически посещает занятия, при этом он прикреплен к определенному образовательному учреждению, сообщает PNZ.
Также доступны варианты семейного обучения и самообразования, при которых ребенок не оформлен в учебное заведение и должен пройти проверку перед государственной итоговой аттестацией (ГИА).
По данным исследования Московского городского педагогического университета (МГПУ), которое проанализировало статистику Минпросвещения, количество таких учащихся за последние семь лет возросло в десять раз — с 17,9 до 174,7 тысяч человек, сообщает «Коммерсант».
Эксперты связывают этот тренд с несколькими факторами. Во-первых, пандемия COVID-19 поспособствовала развитию онлайн-платформ и продемонстрировала родителям, что качественное образование возможно и в домашних условиях.
Во-вторых, многие семьи, особенно те, кто переехал за границу, стремятся сохранить для своих детей российское образование.
В-третьих, родители все чаще выбирают индивидуальный подход к обучению, который не всегда возможен в обычных школах.
«Мы анализировали образовательные сайты, предлагающие обучение и сопровождение учебы вне стен школы. Основные предложения включают индивидуальный подход, занятия в маленьких группах по 10-15 человек, а также помощь логопеда и психолога в начальной школе. Это то, чего, по мнению родителей, не хватает в общеобразовательных учреждениях,» — отметила автор исследования и руководитель Центра аналитических исследований и моделирования в образовании МГПУ Елена Петряева.
Среди причин, побуждающих родителей выбирать домашнее обучение, исследователи указывают на возможность подготовки к экзаменам на более глубоком уровне, а также на возможность совмещать учебу с другими занятиями, такими как спорт или творчество.
Кроме того, первую причину массового перехода детей из обычных школ в последние годы назвал Павел Пожигайло, первый зампред комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей ОП РФ и многодетный отец.
«В переполненном классе обычной школы сложно организовать эффективную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, чтобы поступить на бюджетные места. Чтобы не перегружать ребенка знаниями по другим предметам, часто принимается решение перевести его на экстернат или домашнее образование,» — считает Пожигайло.