В России наблюдается значительное увеличение числа детей, обучающихся вне традиционных образовательных учреждений, пишет источник
Согласно действующему закону «Об образовании», родителям и детям доступны различные альтернативные формы обучения. Существуют заочные и очно-заочные программы, при которых учащиеся периодически посещают занятия, оставаясь прикрепленными к конкретной школе, сообщает PNZ.
Также популярны семейное обучение и самообразование, при которых ребенок не зарегистрирован в учебном заведении и должен пройти проверку перед государственной итоговой аттестацией (ГИА).
Исследование Московского городского педагогического университета (МГПУ), основанное на данных Минпросвещения, показывает, что за последние семь лет количество таких учащихся увеличилось в десять раз — с 17,9 до 174,7 тысяч человек, как сообщает «Коммерсант».
Эксперты связывают этот рост с несколькими факторами. Во-первых, пандемия COVID-19 способствовала развитию онлайн-платформ и показала родителям, что качественное образование можно получать и в домашних условиях.
Во-вторых, многие семьи, особенно те, кто переехал за границу, стремятся сохранить для своих детей российское образование.
В-третьих, родители все чаще выбирают индивидуальные подходы к обучению, которые не всегда возможны в обычных школах.
«Мы изучали образовательные ресурсы, предлагающие обучение вне стен школы. Основные предложения включают индивидуальный подход, занятия в небольших группах по 10-15 человек и поддержку логопеда и психолога на начальном этапе обучения. Это то, чего, по мнению родителей, недостаточно в общеобразовательных учреждениях,» — отметила автор исследования и руководитель Центра аналитических исследований и моделирования в образовании МГПУ Елена Петряева.
Среди причин выбора домашнего обучения исследователи выделяют возможность более глубокого подготовки к экзаменам и возможность совмещать учебу с другими занятиями, такими как спорт или творчество.
Кроме того, Павел Пожигайло, первый зампред комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей ОП РФ и многодетный отец, также указал на переполненность классов как на одну из основных причин массового перехода детей на экстернат или домашнее образование. «В обычной школе сложно организовать эффективную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ для поступления на бюджетные места. Чтобы не перегружать ребенка знаниями по другим предметам, многие семьи принимают решение о переходе на экстернат или домашнее обучение,» — считает Пожигайло.