Ранее считалось, что все приборы учета, включая счетчики воды, газа и электроэнергии, следует регулярно проверять, чтобы гарантировать правильность их показаний. Обычно интервалы поверки для водосчетчиков составляли от 3 до 5 лет, в то время как современные электросчетчики требовали проверки лишь раз в 15–20 лет.
При этом большинство водосчетчиков, распространённых в России, имеют срок службы 10–12 лет, что указано как в инструкциях производителей, так и в нормативах ГОСТ. Потребители справедливо задавались вопросом: зачем проводить поверку так часто, если производитель гарантирует надёжную работу прибора на длительный срок?
Читайте также
Долгое время действовало правило, согласно которому, если собственник не выполнил поверку в срок или не предоставил управляющей компании подтверждающие документы, оплата за коммунальные услуги рассчитывалась не по показаниям счетчика, а по нормативу, что значительно увеличивало расходы. Эта система вызывала множество недовольств среди жильцов, которые считали её несправедливой.
Однако с 2025 года, после изменений в Правила предоставления коммунальных услуг, ситуация изменится. Теперь единственным доказательством поверки будет электронная регистрация этой процедуры в специальной государственной системе.
Министерство строительства РФ отменило требование для жильцов самостоятельно предоставлять управляющим компаниям или ТСЖ копии свидетельств о поверке. Отныне это можно делать исключительно по собственному желанию.
Как же коммунальные службы будут получать информацию о проведённых поверках? Согласно новым правилам, управляющие организации и ресурсоснабжающие компании обязаны самостоятельно проверять данные о действующих поверках в государственной информационной системе «Аршин». С 2025 года эта система будет интегрирована с ГИС ЖКХ, что позволит поставщикам услуг в автоматическом режиме получать все сведения о поверках.
После прохождения поверки информация будет автоматически заноситься в базу данных, и владельцу не потребуется выполнять никаких дополнительных действий.
Кроме того, Минстрой России в конце 2024 года уточнил, что успешная поверка подтверждает корректную работу прибора за весь прошедший период. Если поверка была проведена с опозданием, но счетчик оказался исправным, начисления за коммунальные услуги должны быть пересчитаны по его фактическим показаниям. Это значит, что если на основании истекшего срока поверки оплата проводилась по нормативу, все переплаты будут возвращены или зачтены.
В 2024 году также был представлен законопроект, который предполагает передачу водяных счетчиков на баланс водоканалов, аналогично электросчетчикам. Если инициатива будет реализована, поверка приборов для граждан станет бесплатной, так как расходы лягут на водоканалы, финансируемые за счёт регулируемых тарифов, пишет канал "Юридические тонкости".