В школах отменяют важный предмет с 1 сентября: ученики прыгают до потолка от счастья, учителя и поверить не могут

30.07.2025, 15:00 , Надежда Острокол

С 2025 года в российской образовательной системе стартует масштабная реформа — одна из самых значительных за последние десятилетия. Содержание учебных программ и методы преподавания претерпят серьёзные изменения. Вместо привычного предмета «Обществознание» основное внимание сместится на развитие «мягких навыков». Разберёмся, как это скажется на школьниках, их родителях и педагогах.

Какие изменения ждут учебный процесс?

В 6–7 классах уже с 2025 года «Обществознание» будет полностью исключено. Начиная с 2026-го года в 8 классе этот предмет пропадёт в привычном виде. В старших классах дисциплина сохранится, но с обновлённым содержанием.

Основные нововведения:

  • Правовые знания интегрируют в курс истории.

  • Финансовая грамотность станет частью математики.

  • Социальные темы будут осваиваться через проектную деятельность.

Почему необходимы такие перемены?

Современная система образования устарела: раньше ставился акцент на запоминание информации, а не на её практическое применение. По данным, 87% работодателей констатируют дефицит у молодых специалистов именно «мягких навыков».

Современные реалии и мировые тренды

С развитием искусственного интеллекта традиционные знания теряют приоритет, зато важнейшими становятся критическое мышление, умение адаптироваться и эмоциональный интеллект. В мировой практике сегодня наиболее востребованы навыки критического анализа, эмоциональной компетенции и межкультурного общения.

Что будет предложено взамен?

Учебная программа дополнится практическими модулями: предпринимательство, медиаграмотность, навыки эффективной коммуникации. В обучении появятся новые форматы — деловые игры, кейс-чемпионаты, стартап-инкубаторы.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) тоже преобразится: появится акцент на разбор реальных жизненных ситуаций, в экзамен введут устную часть.

Последствия реформы

  • Педагоги будут обучаться коучингу и фасилитации.

  • Родителям рекомендовано активнее участвовать в профориентации детей.

  • Школам предстоит создавать коворкинги для практических занятий.

  • Ученики получат больше возможностей для практического применения знаний.

  • Вузы пересмотрят критерии отбора абитуриентов с учётом новых компетенций.

«Речь идёт не об отказе от знаний, а о переосмыслении их роли», — считает эксперт Елена Приступа. При этом, по мнению Артема Соловейчика, региональным школам будет особенно сложно справиться с переходом, так как потребуется масштабная переподготовка педагогов.

К чему готовиться уже сейчас?

  • Ученикам стоит активно развивать критическое мышление.

  • Родителям полезно уделять внимание формированию эмоционального интеллекта у детей.

  • Учителям важно осваивать новые методики фасилитации и коучинга.

Таким образом, начавшийся переход направлен на то, чтобы сделать образование более современным, практичным и соответствующим вызовам времени, пишет prokazan.