В школах отменяют важный предмет с 1 сентября: ученики прыгают до потолка от счастья, учителя не верят

31.07.2025, 15:00 , Надежда Острокол

С 2025 года в российском образовании стартует масштабная реформа — одна из самых значительных за последние десятилетия. Будут полностью изменены образовательные программы и подходы к обучению. Знакомый предмет «Обществознание» уступит место развитию так называемых «мягких навыков». Рассмотрим, как это скажется на школьниках, их родителях и педагогах.

Изменения в учебном процессе

С 2025 года «Обществознание» исчезнет из расписания в 6–7 классах. Начиная с 2026 года, предмет исключат в традиционном виде и из 8 класса. В старших классах он сохранится, но в обновлённом формате.

Ключевые нововведения:

  • Правовые знания войдут в программу по истории.

  • Финансовая грамотность станет частью курса математики.

  • Социальные темы будут изучаться через проектную деятельность.

Причины реформы

Современная система образования устарела и в основном ориентировалась на заучивание информации, а не на её практическое применение. Более 87% работодателей отмечают, что молодым специалистам не хватает «мягких навыков» — умений, востребованных на современном рынке труда.

Современные вызовы и мировые тренды

В эпоху искусственного интеллекта фактические знания теряют прежнюю ценность, а на первый план выходят критическое мышление, гибкость и эмоциональный интеллект. В мировом образовании лидируют такие навыки, как критический анализ, способность к межкультурному взаимодействию и эмоциональная компетентность.

Что появится вместо «Обществознания»?

Образовательные программы дополнят новыми практическими модулями — предпринимательством, медиаграмотностью и эффективной коммуникацией. Появятся новые форматы обучения: деловые игры, кейс-чемпионаты, стартап-инкубаторы.

Также модернизируют ЕГЭ: усилят внимание к анализу реальных жизненных ситуаций, добавят устную часть экзамена.

Последствия для участников образовательного процесса

  • Учителям предстоит освоить новые роли — коучей и фасилитаторов.

  • Родителям важнее будет заниматься профориентацией своих детей.

  • Школы станут организовывать пространства коворкингов для практических занятий.

  • Ученики получат больше возможностей для применения знаний на практике.

  • Вузы пересмотрят критерии отбора абитуриентов с учётом новых компетенций.

«Это не отказ от знаний, а их новое осмысление», — подчеркивает Елена Приступа. При этом Артем Соловейчик отмечает, что для региональных школ переход будет сложным и потребует серьезной переподготовки педагогов.

Что важно делать уже сейчас?

  • Ученикам необходимо развивать критическое мышление.

  • Родителям стоит уделять внимание развитию эмоционального интеллекта у детей.

  • Учителям рекомендуется осваивать методы фасилитации и коучинга.

Таким образом, реформа направлена на формирование современных и практичных навыков, соответствующих требованиям времени и рынка труда, пишет prokazan.