Ты провел за «Крылья Советов» 2 матча с разницей в 11 лет. Сравни эмоции тогда и сейчас.
- В 2001 году в своей первой игре я жутко волновался, поскольку до этого на серьезном уровне не играл. Очень давило отсутствие опыта, тем более, что костяк команды тогда состоял из известных и опытных игроков. Когда же я выходил в 2012 году на матч против «Ростова» я был совершенно спокоен. За годы я стал увереннее в себе.
- Свой первый матч за «Крылья Советов» ты провел против «Спартака». Кого из состава соперника тогда особенно боялся?
- На разборе игры тренер отмечал, что у Василия Баранова очень опасный удар. Он тогда, кстати, мне и забил. Тогда в составе москвичей каждый игрок мог сделать результат матча.
- У кого сейчас в «Крыльях» самый сильный удар?
- Серега Корниленко мощно бьет. Очень прилично прикладывается по мячу Леша Концедалов. Цаллагов тоже может хорошо пробить.
- Ты сыграл всего 1 матч за «Крылья» в 2001 году и потом выступали только за дубль. Почему не ушли из команды раньше?
- На тот момент меня все устраивало в Самаре. Я рассчитывал пробиться в основной состав. Да и переезжать мне не хотелось, поскольку здесь у меня друзья и родственники. Ушел я только в 2006 году. У меня тогда закончился контракт, а тренером команды стал Сергей Оборин. Тогда он сообщил тренеру вратарей, что ему нужны два голкипера: Лобос и Макаров. Меня в списке не было. Так мне пришлось уехать в Новотроицк.
- Каково было играть в новотроицкой «Носте» и жить в небольшом городе после мегаполиса и премьер-лиги?
- Я не обращал внимания на город. Некоторые ребята говорили, что в Новотроицке скучно и некуда сходить, но я так не считал. Мы ездили гулять в парки или ходили в кино. Что же касается команды, то тогда она строилась заново, поскольку «Носта» только пробилась в первую лигу. В составе были достаточно интересные и опытные игроки.
- Например, Молош? Часто ли страдали вратари на тренировках от его ударов?
- Да, удар у Димы очень сильный и непредсказуемый. Мяч во время полета несколько раз менял свое направление. Это за счет его небольшой ступни. Молош часто оставался после тренировки и отрабатывал удары. Помню, что как-то в товарищеском матче он забил два гола с центра поля! Как только нашего игрока сбивали, тренер сразу говорил - «Дима, бей!».
- После этого ты уехал играть за «КамАЗ», где достаточно успешно выступал. Почему ушел в «Крылья Советов», ведь здесь не было гарантий выступать в основном составе?
- У меня заканчивался контракт и мне предлагали его продлить. Однако у нас ведь была заводская команда и в конце года нам объявили, что клубу сокращают финансирование в 2 раза. Ряду игроков намекнули, что стоит искать новую команду. А тут мне как раз позвонил Денис Владимирович Маслов. Так и появилось предложение вернуться в Самару. Я был рад снова играть за «Крылья Советов» и усилить конкуренцию среди вратарей.
- Оцени, кстати, эту конкуренцию.
- Сейчас в команде три неплохих вратаря. Конкуренция — дело хорошее. Есть постоянное стремление выполнять свою работу лучше и не останавливаться на достигнутых результатах. Самый большой потенциал у Федорова, поскольку он из нас самый молодой. У него все еще впереди. Он пока не имеет такого большого опыта, как мы с Веремко, но в будущем вырастет в хорошего вратаря.
- Тебе сейчас 30. Долго планируешь выступать?
- Я не люблю планировать надолго наперед. Пока я получаю удовольствие от футбола и готов выступать еще очень долго. У меня были разговоры с некоторыми специалистами, которые говорили, что видят во мне тренера. Но опять же, это будет нескоро.
- В 2010 году ты ездил на просмотр в «Ростов», но в команде не оказался. Почему тогда не получилось?
- Тогда у «Ростова» были проблемы с вратарями и меня пригласили показать себя. Я могу только предположить, почему меня не взяли. Думаю, что физическое состояние у меня тогда было не самым лучшим, поскольку это было начало года.
- Сколько всего у тебя было предложений за карьеру и какое было самым интересным?
- В 2006 году меня звали в «Спартак» из Нальчика, но что-то тогда не сложилось. А вообще предложения я получал порядка 10 раз.
- Кто был самым необычным тренером, с которым приходилось работать?
- Каждый тренировал по-своему интересно. В КамАЗе у Роберта Евдокимова принято было на выходные выезжать на природу семьями футболистов. Это создавало в коллективе уютную обстановку. А еще тогда в Набережных Челнах я впервые увидел с детальным наигрыванием стандартных положений. Позже узнал, что по схожей методике тренировки проходят в «Зените» и «ЦСКА». У тренера Подпалого в «Носте» нас заставляли заниматься плаванием и устраивали соревнования в бассейне. Я даже один раз выиграл заплыв. У Гаджиева, например, игроки ходили на степ-аэробику и тогда я впервые столкнулся в тренировках с теннис-болом.
- Первый дивизион славится разговорами о договорных матчах. Бывали случаи, когда хотелось уйти с поля из-за странной игры?
- Не могу сказать, что это распространено сплошь и рядом. Я с таким нечасто сталкивался. Но как-то мы играли в Курске и в первом тайме, когда я выходил забирать мяч, нападающий хозяев прокинул в мои ворота мяч рукой. Судья этот гол засчитал. Я тогда немного повздорил с арбитром, но гол не отменили.
- За спиной вратаря часто находится трибуна соперников. Сложно ли не обращать внимания на обидные окрики?
- К этому привыкаешь и не обращаешь внимания, хотя на поле, разумеется, слышно все. Помню, у нас в «КамАЗе» был случай. Один из болельщиков всю игру кричал обидные вещи нашим игрокам. Причем это был фанат «КамАЗа»! И после игры наш защитник Антон Гудукин подошел разбираться с этим болельщиком.
- А с трибун часто что-то кидают во вратарей?
- Да, довольно часто. Особенно в Махачкале постоянно на поле летят всякие камушки и монеты.
- Ты застал Гаджиева в 2004-2006 годах и сейчас. Сильно ли отличаются его тренировки?
- Пока мы занимаемся только в зале. У нас новый тренер по физподготовке. Очень крепкий физически, добрый и открытый человек. Пока нас заставляют работать на физику. Сравнивать можно будет немного попозже.
- Кто из команды в спортзале поднимает самые большие веса?
- Сложно сказать. У нас «качков» в команде нет. Могу точно сказать, что больше всех поднимает штангу точно кто-то из вратарей. Это стандартно.
- Расскажи про Коромана. Как у него дела? Как он общается с игроками?
- В этом году Огнена я на базе пока не видел. В прошлом году он отлично со всеми общался и ребята с ним. Он был немного недоволен той историей с Кобелевым. Огнен, действительно, набрал много лишнего веса. Это довольно заметно. В игру ему войти будет сложно. Но как человек он так же открыт к общению со всеми другими игроками.
- Когда ты в последний раз волновался на поле? И за какой пропущенный гол тебе больше всего стыдно?
- Я очень волновался в своем первом матче в 2001 году. А в самый последний раз, наверное, в Новотроицке. Это была первая моя игра за «Носту», кубковый матч. Но мы тогда выиграли.
- С какими необычными штрафами ты сталкивался?
- Помню, что в 2005 году Гаджиев оштрафовал защитника за то, что тот отвернулся от мяча, когда стоял в стенке во время штрафного. Из-за этого был забит гол. Не буду называть этого игрока, но наказание было справедливым. Обороняться должна вся команда.
- Расскажи о Гаджиеве в двух-трех предложениях.
- Гаджи Муслимович — очень опытный тренер и аналитик. Он очень мудрый человек и держит эмоции при себе. Видел лишь 1-2 раза, когда он высказывает претензии судьям. В целом он довольно спокойный специалист.
- Часто ли тебя узнают на улице? Пишут ли что-нибудь негативное в социальных сетях?
- Да, бывает, что узнают. Когда я вернулся в Самару, было непривычно ощущать на себе такое большое внимание со стороны болельщиков. Постоянно просят подарить шорты или гетры. Негатива в общении не встречал. В интернете же я стараюсь не читать комментариев болельщиков, потому что написать могут всякое. Не всегда справедливо и по делу.
- Почему у Анюкова получилось из дубля пробиться в сборную России, а у других нет?
- Саша очень упрямый человек. Он был таким раньше, вряд ли что-то изменилось сейчас. Он всегда был очень целеустремленным.
- А чем занимается его брат Алексей?
- Он работает тренером в системе «Крыльев». Когда-то Леша Анюков играл за «Крылья Советов».
- Общаешься с Виноградовым, Бобром, другими игроками, с кем играл тогда за молодежку клуба? Что, кстати, стало с Эвалдасом Разулисом?
- С Виноградовым давно не списывался, а с Бобром периодически общаемся. Еще знаю, что Илья Дериглазов играет на Сахалине. Что касается Разулиса, то там все было очень необычно. Когда его взяли, на него были очень большие надежды. Предполагалось ввести его в основной состав и вырастить хорошего нападающего. Он пришел и сходу забил несколько голов за дубль. А потом он то ли не захотел развиваться, то ли с ним что-то внутренне произошло. В общем, он словно растерял весь свой потенциал. Довольно ветренный парень.
- Кого бы хотел видеть сейчас в клубе из успешной самарской команды 2004 года?
- Наверное, Соузу. Это был очень техничный игрок, который мог один решить исход матча. От него очень многое зависело в игре. Он мог отдать хитрую скрытую передачу или сам остро пробить.
- Если вернуть время назад в 2001-2002 год, ты бы ушел из команды раньше?
- Да. Думаю, что ушел бы.