Инструктор по контраварийному вождению: Не выезжайте на дорогу в первый день гололеда
- Осень — это время повышенной аварийности в Самаре?
- Всегда осенне-зимний период на дорогах проходит под знаком ДТП. Первый снежный день, он как в народе зовется? «День жестянщика». С наступлением холодов и осадками на дорогах появляется «черный» лед, опасный и не заметный для водителя, особенно в темное время суток.
- Какие типичные ошибки в этот период допускают водители?
- Как правило, это несоблюдение дистанции. За лето все привыкают к сухой дороге и короткому тормозному пути. А когда на проезжую часть падают первые капли дождя, они смешиваются с пылью и мелкодисперсной резиной от изношенных шин. И становится очень-очень скользко. Это всегда очень опасный момент. Потом первый гололед. В этот день большинство водителей еще на летней резине и даже если у вас стоит зимняя, то лучше не выезжайте. А если хотите лучше подготовиться к осенне-зимней дороге — выезжайте на закрытую площадку. Тело там безопасно «вспомнит» все приемы и нюансы управления.
- Какой стаж вождения в Самаре наиболее авариен?
- Это первые 1,5-3 года. Особенно, когда у водителя начинают расти «крылья», и он самоуверенно думает, что все умеет. Потом такой водитель попадает в аварию, которая отрезвляет и заставляет оценивать свои способности адекватно.
- Насколько опытные водители приходят на курсы контраварийного вождения?
- У нас есть требование — не менее полугода стажа активного вождения. Если человек придет раньше, то у него не будет наработанных рефлексов за рулем. Чем больше лет автолюбитель за рулем, тем сложнее его обучить. Появляются вредные привычки, вроде неправильного хвата руля. Вот приходит такой человек, а его приходится буквально бить по рукам, чтобы он их держал правильно.
- К вам приходят водители, которым навыки контраварийного вождения нужны по работе?
- В свое время у нас проходили обучение все инспекторы Госавтоинспекции. Регулярно приходят представители коммерческих структур и службы «скорой помощи». После курса эти «тертые калачи» подходили ко мне и говорили: «Я думал, что все знаю, а оказалось, что нет».
- Есть какие-то заповеди контраварийного вождения?
- Строго прописанных истин нет. Есть аксиомы, которым обучаем с самого начала. Например, ваши руки - это зеркало ваших передних колес. Нельзя отпускать полностью рулевое колесо, его всегда нужно контролировать. В повороте ваши руки должны всегда находиться на стороне поворота.
- Как строится обычная тренировка?
- Программа предусматривает 5 дней тренажёрной подготовки, чтобы научить водителя спортивной технике управления. Потом неделя автодромной подготовки на своих автомобилях. Зимой мы обучаем скольжению. Водителю показывается, что от него можно получать настоящее удовольствие. Летом занимаемся правильным построением траектории, работой с развесовкой и развиваем чувство габарита.
- Обучение экстремальному вождению зависит от привода автомобиля?
- Нет. Мы даем только базовую основу, а курсант самостоятельно познает нюансы своего автомобиля. Так, только он знает, какие колеса установлены, насколько изношена подвеска. Водителю в безопасных условиях дают заступить за грань и избегать этого предела в обычной жизни.
- В современных автомобилях большое количество электронных помощников, например ABS. Как вы относитесь к ним, и помогают ли они на дороге?
- Безусловно. Электроника - это в любом случае благо для водителя. Злом они могут стать, когда с ними не умеют обращаться. Например, некоторые водители, столкнувшись с ABS, могут попасть в аварию, не зная, что есть два режима работы этого «помощника». Как-то раз у меня была группа на тяжелых внедорожниках. И в ее составе была женщина на Nissan Patrol. Два дня с ней бились, чтобы научить ее экстренно тормозить.
- Вы подняли животрепещущую тему женского вождения. А как инструктор по контраварийному вождению, вы видите ли какую-то разницу между женщиной и мужчиной за рулем?
- С курсантами — да, с водителями — нет. Водитель - существо бесполое. Потому дамы не должны рассчитывать на то, что их пропустят, сделают поблажки в потоке. Кстати, женщин на курсы приходят больше, они честно говорят о том, что чего-то не умеют. Мужчинам в этом смысле сложнее.
- Контраварийное вождение - это хорошо, но всегда может возникнуть ситуация, когда едешь по трассе, а тебе в лоб вылетает какой-то дурак...
- В таком случае нужно минимизировать ущерб, например, принять удар в бок по касательной. Ни в коем случае не выезжайте на «встречку», даже уходя от столкновения. Запомните: все, что случится на встречной полосе, будет потом трактоваться как ваша вина.
- А сами вы когда-нибудь в аварию попадали?
- Конечно. Как-то раз, с примыкающей дороги выехал автомобиль и встал поперек ее. Деваться было некуда, можно было только оттормозить.
- Как вы стали инструктором по контраварийному вождению?
- Я раньше увлекался автоспортом и картингом. В автошколе начальство заметило, что даже на учебных машинах езжу быстрее, и предложили развивать направление экстремального вождения. Прошел обучение в центре Высшего водительского мастерства в Москве. С тех пор и занимаюсь этим.
- Пользуется ли спросом среди самарцев экстремальное управление авто?
- Понимаете, сейчас люди из-за кризиса стали экономнее, поэтому меньше приходят на курсы. Еще в Самаре есть проблема с площадкой, нужно ехать за город, не всем это нравится.
- Получив навык, водитель становится наглее на дороге?
- Наоборот. Что значит водитель-профессионал? Это значит, что он проедет, и никто его не заметит. И мы именно этому учим своих курсантов.