«Шутки за 300»: The New York Time посмеялись над автомобилями Lada

«Лада — это семейные автомобили, которые русские любят ненавидеть», «Сколько нужно человек, чтобы вести Ладу? - Четыре. Один рулит и три толкают», так начинает свою статью заокеанский автор издания The New York Times. Тем не менее, русские любят свое советское наследие, свой автомобиль — по данным издания, из 40 миллионов автомобилей в России каждый третий это «Лада», а «Гранта» продается лучше многих автомобилей.

Но «АвтоВАЗу» угрожает опасность — доля на рынке с советских времен сократилась с 70 до 17%. Возрождение завода — это олицетворение изменений, в которых нуждается вся российская промышленность. В условиях западных санкций Россия должна рассчитывать только на себя, поэтому «как поедет «АвтоВАЗ», так и вся страна».

Для возрождения предприятия и был приглашен иностранный менеджер Бу Андерссон, который пришелся по душе русским с его практичным подходом. Президент лично проверял туалеты, ввел форму, а также новые понятия, например, «послепродажное обслуживание». Интересно, что долгое время единственным ответом на вопросы топ-менеджера было «А что вы хотите, это же Лада!».

Однако, после сокращения штата на 20% и «борьбы» с поставщиками деталей уважение к Андерссону сменилось возмущением, пишет NYT. Некоторые сотрудники завода даже стали подозревать, что иностранец хочет вытеснить «Ладу» с рынка.

Обсуждение вызвала и зарплата президента, информация о которой появилась в Интернете (около 10 миллионов рублей в год в перерасчете на рубли) — разрыв между средней зарплатой на «ВАЗе» (26 тысяч рублей) и зарплатой топ-менеджера очень велик. Бу Андрессон не хотел показывать свою зарплату, но все же показал чек, сумма на котором была значительно меньше. Правда, президент может получать часть прибыли от продажей авто.

Топ-менеджер следит за критикой, но считает, что президент РФ и Кремль на его стороне. Это не первая попытка изменить «Ладу», предыдущая в конце советской эпохи уничтожила систему социальной защиты завода. При нынешней экономической ситуации каждый беспокоится о своем выживании. Нельзя представить худшего момента для предприятия, считает газета. Между Западом и Россией обострилось противостояние, в российской экономике спад, а продажи легковых автомобилей падают.

Однако, у Андерссона есть опыт восстановления предприятий. В 2009 году топ-менеджер смог сделать из АвтоГаза прибыльное предприятие, хоты ранее его убытки составляли около миллиарда долларов в год.

Добился топ-менеджер и успехов на «АвтоВАЗе», пишет иностранный журналист. Качество продукции выросло, но остается переменным. Производительность увеличилась вдвое. Сейчас один работник «ВАЗа» собирает 40 автомобилей, цель менеджера — 60. К данному моменту изменения в модельном ряде незначительные, но следующей осенью завод представит линейку новых легковых машин (речь, очевидно, идет о Lada Vesta, которая стала для многих "надеждой на возрождение нашего автопрома – прим. редакции).

Сейчас мнения жителей Тольятти о заводе разошлись. Старое поколение скучает по классическим автомобилям, а люди, родившиеся после развала Союза, хотят чтобы «Лада» была современной, доступной и надежной.

Завершается статья словами из песни, где говорится, что «Лада» водят «настоящие мужчины». В ней также перечисляются все недостатки автомобиля, например, что водитель «Лада» никогда не обращает внимание на указатели поворота, ведь «он никогда не знает, куда повернет его автомобиль».

PS: "Шутки за 300" - выражение, широко распространенное в Интернете и обозначающие низкий уровень юмора. Родилось из "Своей игры", где игроки выбирают тему и ее стоимость.