«Аффект зомби»: ученые Петербурга объяснили причину тревоги людей современности

фото: фрипик
Петербургские исследователи выявили новое явление, получившее название «аффект зомби», которое вызывает тревогу у жителей мегаполисов. Данный феномен обусловлен растущим беспокойством по поводу потенциальной утраты контроля над цифровой реальностью. Это приводит к тому, что пользователи избегают нового контента, что отражается в повышении популярности ремейков в кинематографе.
Высшая школа экономики впервые провела систематизацию и анализ данного феномена, охарактеризовав его как проявление диссонанса между цифровыми образами и объективной реальностью. Например, виртуальные аватары или фотографии курортов часто существенно отличаются от действительности, что негативно влияет на восприятие эмоций и эмоционального состояния пользователей. Традиционная культура, основанная на сопереживании и эмпатии, постепенно уступает место цифровым платформам, где эмоции редуцируются до механистических реакций, таких как лайки, репосты и комментарии.
Иван Микиртумов, заведующий Лабораторией критической теории культуры ВШЭ, подчеркивает: «Социальные сети предоставляют уникальные возможности для переживания эмоций, которые были бы недоступны в офлайн-пространстве. Однако эти платформы не столько репрезентируют реальность, сколько функционируют как сложные информационные системы управления. Несмотря на иллюзию полного контроля, пользователи осознают неизбежность сбоев и неожиданных последствий, которые могут возникнуть в результате взаимодействия с цифровой средой».
Согласно данным ВЦИОМ, количество россиян, регулярно испытывающих стресс, возросло почти в полтора раза, достигнув уровня одного из четырех человек. Особенно это беспокоит молодежь, активно использующую цифровые технологии. Поколения, родившиеся в период с 1992 по 2000 годы, демонстрируют наивысший уровень стресса, с индексом, приближающимся к 70%. В сравнении, у представителей поколения оттепели этот показатель составляет около 20%. В рамках ежегодного конкурса, организованного книжной сетью «Читай-город», слово «тревожность» было выбрано в качестве слова года, наряду с такими терминами, как «вера», «победа», «ожидание», «перемены» и «договорнячок».
Светлана Россина, директор центра практической психологии «Равновесие», указывает: «Несмотря на кажущийся комфорт, предоставляемый большим объемом информации в социальных сетях, на самом деле это создает лишь иллюзию. Использование цифровых платформ истощает энергетический потенциал и притупляет эмоциональную чувствительность. Пользователи подвергаются воздействию навязанных шаблонов, продвигаемых СМИ, рекламой и социальными сетями, что способствует усилению чувства неполноценности, особенно среди молодежи».
С начала текущего года в России было реализовано 19 миллионов упаковок антидепрессантов на сумму 15 миллиардов рублей, по данным RNC Pharma. Общий объем продаж таких препаратов за первые десять месяцев 2023 года уже превысил показатели за весь предыдущий год. В Санкт-Петербурге наблюдается значительный рост спроса на услуги психологов, который за последние пять лет увеличился в 12 раз, согласно данным HeadHunter.

