Будущее грузовых перевозок в Европе: снижение выбросов на 90% к 2050 году
Европейская комиссия ставит перед собой амбициозную цель: снизить выбросы от транспорта на 90% к 2050 году. Основное внимание собираются уделить переносу грузов с дорог на более экологически чистые ТС: железнодорожный и водный транспорт. По данным UTLC, лишь за 2023 год компании, которые выбрали ж/д модальность, уменьшили углеродный след на 271,5 тыс. тонн.
Этот переход на железнодорожный и водный транспорт требует комплексного подхода, а также пересмотра существующей инфраструктуры и правил.
Особое внимание планируют уделить:
- Активному использованию железной дороги.
Европейская комиссия намерена значительно увеличить долю грузов, которые перевозят по железной дороге и воде, что предполагает удвоение объемов грузовых ж/д перевозок к 2050 году. Этот шаг потребует коррекции существующих планов, например, Стратегии мобильности ЕС 2020 года.
- Трансграничным перевозкам.
Современные железнодорожные системы в Европе функционируют преимущественно на национальном уровне. Это создает сложности при пересечении границ грузовыми поездами. Для решения этой проблемы необходимо формирование единой сети трансграничных маршрутов и упрощение расписаний, что обеспечит более эффективное управление перевозками, а также снизит временные затраты на логистику.
- Рационализации использования инфраструктуры.
В Европе наблюдается значительная диспропорция в использовании железнодорожных путей: пассажирскими поездами пользуются в пять раз чаще, чем грузовыми. Повышение уровня сервиса для грузовых перевозок, возможно, даже без значительных инвестиций в инфраструктуру, позволит улучшить доступность и стабильность грузовых потоков.
- Стандартизация размеров и весов грузовиков.
Хотя в ЕС установили рамочные правила для грузовиков, во многих странах есть свои нюансы, что создает фрагментированность. Еврокомиссия предлагает разрешить большегрузным транспортным средствам пересекать границы при условии, что обе страны согласны с этими изменениями. Однако важно сбалансировать эти меры с учетом возможного влияния на рынок экологически чистых транспортных средств.
При этом непредсказуемость политической ситуации может затянуть процесс внедрения новых инициатив, что негативно скажется на планах по снижению выбросов.
Что нужно для осуществления намеченных планов
Среди ключевых факторов, которые способствуют успешной реализации данной инициативы, можно выделить:
● Инвестиции в инфраструктуру: нужны значительные средства для модернизации железнодорожных путей, терминалов и портов, а также для разработки новых технологий, которые будут способствовать более эффективным перевозкам.
● Сотрудничество между государствами: для успешного преодоления барьеров и создания единой европейской системы грузоперевозок важны согласованные действия стран-членов.
● Стимулирование использования чистых технологий: поддержка перехода к электрическим или водородным грузовикам может снизить углеродный след, однако меры должны быть сбалансированы.
Переход на более чистые способы перевозок в ЕС — это необходимость в свете глобальных климатических изменений. Европейская комиссия требует вовлеченности всех заинтересованных сторон для сокращения выбросов.


