CAJ: мумификация чинчорро могла быть особой формой арт-терапии – ученый Арриаса
Новое исследование, представленное доктором Бернардо Арриасом в журнале Cambridge Archaeological Journal, выдвигает гипотезу о том, что древние чилийские мумии культуры чинчорро прибегали к сложной процедуре искусственной мумификации с целью борьбы с высокой детской смертностью и как символический способ выражения эмоций и утешения.
Чинчорро, обитавшие на побережье пустыни Атакама в Чили в период с 7000 до 3500 лет до нашей эры, разработали многоэтапный процесс мумификации, который включал извлечение внутренних органов и заполнение образовавшихся пустот смесью глины и растительных волокон. После этого тело покрывалось пастой из чёрного марганца или красной охры, а лицо реконструировалось с высокой степенью точности.
Арриас утверждает, что мумифицированные тела имели не только утилитарное, но и символическое значение, выступая в качестве «холстов» для выражения общественных чувств и становясь местами, где сообщество могло находить утешение. Умерших, вероятно, почитали как визуальные образы предков, что способствовало сохранению их присутствия в жизни общины.
Исследователь связывает развитие данной погребальной традиции с высоким уровнем мышьяка в водоносных горизонтах долины Камаронес, что могло приводить к выкидышам и гибели детей. В ответ на эти демографические вызовы, общество могло прибегнуть к мумификации как к способу сохранения жизни и символического «хранения» умерших в сообществе.
Однако сам обряд, направленный на облегчение страданий, имел и потенциальные негативные последствия. Анализы останков представителей чинчорро выявили повышенное содержание марганца, связанное с контактом с красками, используемыми в процессе мумификации. Это могло способствовать развитию состояний, напоминающих болезнь Паркинсона, с нарушениями двигательной активности и галлюцинациями.
Со временем метод мумификации претерпел изменения: чёрный пигмент был заменён на красный. Арриас предполагает, что это могло быть обусловлено сменой исполнителей ритуала, возможно, переходом от женщин, занимавшихся ранними формами мумификации, к мужчинам на последующих этапах развития данной традиции.
Таким образом, исследование доктора Арриаса вносит значительный вклад в понимание сложной социальной и культурной значимости практики мумификации у культуры чинчорро, а также её влияния на демографические и психосоциальные аспекты жизни древнего общества.


