Дилеры грозят полным падением рынка: в 2026 году продажи новых машин рухнут

Анастасия Федосеева Главный редактор
В 2025 году российский автомобильный рынок пере...

Фото: freepik

В 2025 году российский автомобильный рынок переживал ценовые войны и реализацию накопленных запасов, ожидавших пересмотра утилизационного сбора. К 2026 году ставится задача прогнозирования факторов, влияющих на рынок. Виктор Пушкарёв видит базовый сценарий, близкий к показателям 2025 года, с прогнозом в 1,32–1,34 миллиона новых автомобилей. Оптимистический сценарий предполагает рост до 1,45 миллиона, а пессимистический — снижение до 1,2 миллиона. Санкции, налоговые изменения, тарифы и фискальные механизмы продолжат влиять на потребительский спрос, в то время как утилизационный сбор, ключевая процентная ставка, курс валют и инфляция будут определять ценообразование.

Особенно важным станет начало 2026 года. Введение новых правил расчёта утилизационного сбора приведёт к повышенному спросу на 50–60 тысяч автомобилей, что увеличит продажи в конце 2025 года и снизит их в начале 2026 года. Эксперты «Аларм-Моторс» предупреждают о возможном снижении продаж в первом квартале 2026 года из-за ограниченных складских запасов и осторожной стратегии автопроизводителей.

Тема складов утратила актуальность по сравнению с предыдущим годом. Рекордные объёмы импорта иномарок в 2024 году (около 925 тысяч единиц) и высокие темпы внутреннего производства создали значительные запасы, реализованные в 2025 году. Роман Слуцкий (ГК «Аларм-Моторс») считает, что значительного избытка запасов до конца первого полугодия 2026 года не будет, так как автопроизводители переходят на локализацию производства, что сопровождается задержками. Во второй половине 2026 года производственные мощности будут задействованы полностью, обеспечив основную долю годового объёма продаж.

Локализация производства становится ключевым фактором рынка. В Major считают, что рынок стабилизируется, но будет происходить его структурная перестройка. В условиях изменений в утилизационном сборе локализация для многих брендов станет необходимостью для сохранения ценовой конкурентоспособности. Юрий Тен (Terminal A) отмечает, что альтернативный импорт сократится в пользу официальных каналов, а начало 2026 года будет характерно распродажей складских запасов и усиленными маркетинговыми акциями.

Ценовая динамика и доступность автокредитования также важны. Средневзвешенная цена нового автомобиля в 2025 году выросла примерно на 10% (с 3,11 до 3,42 миллиона рублей к октябрю). Средний размер автокредита (по данным НБКИ) увеличился на 25% (с 1,21 до 1,51 миллиона рублей). Даже при смягчении денежно-кредитной политики ЦБ, рост цен на новые автомобили в 2026 году продолжится, а их доступность снизится, приближая рынок к новому «потолку».