Эксперты назвали, почему в СССР дизельные легковые авто не прошли по конвейеру

В настоящее время дизельные двигатели широко пр...

freepik.com

В настоящее время дизельные двигатели широко применяются в автомобильной промышленности, включая легковые автомобили. Однако в Советском Союзе производство дизельных легковых автомобилей не получило значительного развития. Каковы были причины такого положения дел и какие факторы препятствовали развитию данной отрасли?

Первый серийный легковой автомобиль с дизельным двигателем был выпущен в Европе в 1930-х годах. С ростом спроса на дизельное топливо автопроизводители активно разрабатывали новые технологии и внедряли их в производство. В СССР ситуация была иной: дизельные двигатели, хотя и производились, преимущественно предназначались для нужд армии и грузового транспорта. Легковые автомобили с дизельными двигателями были редкостью, и их использование среди населения не получило широкого распространения.

В период с 1930 по 1940 годы в Советском Союзе автомобилестроение только начинало формироваться. Легковые автомобили считались предметом роскоши, и основное внимание промышленности было сосредоточено на производстве военной техники и продукции для тяжелой промышленности. Массовое производство легковых автомобилей не являлось приоритетом государственной политики. После окончания Великой Отечественной войны началась постепенная автомобилизация страны.

Одной из причин ограниченного распространения дизельных двигателей в СССР была относительно низкая стоимость бензина. В отличие от западных стран, где существовала конкуренция между различными видами топлива, в Советском Союзе не было стимулов для использования дизельных двигателей в легковых автомобилях. Первый дизельный двигатель для легкового автомобиля ВАЗ был разработан и внедрен в производство только в 1986 году, однако объемы его выпуска были незначительными.

Еще одним фактором, препятствовавшим развитию дизельных двигателей, была их высокая стоимость и сложность производства. Изготовление дизельных двигателей требовало использования точного оборудования и сложных технологических процессов, что значительно увеличивало себестоимость продукции. Конструкторы считали нецелесообразным усложнять производство ради удовлетворения потребностей ограниченного числа потребителей. Кроме того, дизельные двигатели того времени не отличались высокой надежностью и эффективностью по сравнению с бензиновыми аналогами. Например, ресурс дизельного двигателя автомобиля МАЗ и бензинового двигателя ЗИС был одинаковым и составлял 105 тысяч километров. Однако обслуживание дизельных двигателей было более сложным, и не в каждом сервисном центре имелось необходимое оборудование.

Климатические условия также играли значительную роль в ограничении использования дизельных автомобилей в Советском Союзе. Зимы в стране были очень холодными, и дизельное топливо плохо переносило низкие температуры. При температуре -18–20°C дизельное топливо становилось густым и не могло нормально проходить через топливную систему. Даже если топливо сохраняло свою текучесть, его воспламеняемость ухудшалась, что затрудняло запуск двигателя. В результате использование дизельных автомобилей в большинстве регионов страны было затруднено.

Наконец, дизельные двигатели были весьма чувствительны к качеству используемого топлива. В условиях Советского Союза, где существовали значительные расстояния и нестабильные поставки топлива, обеспечение его чистоты было сложной задачей. Это также снижало интерес к использованию дизельных автомобилей.

Таким образом, совокупность экономических, технологических и климатических факторов привела к тому, что дизельные легковые автомобили не получили широкого распространения в Советском Союзе. Даже когда в других странах данная тенденция набирала обороты, в СССР она не нашла должного отклика, сообщает carexpo.ru.