Как обеспечить защиту объектов городской инфраструктуры от теракта на автотранспорте
Довольно часто террористические организации и группы при планировании и совершении нападений на объекты критической инфраструктуры, включая городскую инфраструктуру используют не грузовые автомобили, а легковые авто, иногда – коммерческий автотранспорт. Машины легко арендовать или угнать, за счет высокой маневренности они могут обойти отдельные преграды, быстро набрать скорость для тарана. В отличие от грузовиков, двигающихся на скорости, агрессивное вождение легковой машины в черте города не вызовет подозрений, и это лишь добавляет сложностей для предотвращения теракта до того, как автомобиль пойдет на таран и проникнет на территорию объекта инфраструктуры.
Варианты защиты объектов городской инфраструктуры
Под тараном подразумевается удар собственным транспортным средством (машины) преграды с целью уничтожения последней. Любой объект городской инфраструктуры, жизнеобеспечивающий город, имеет ряд защитных сооружений – ограждения, бетонные блоки, шлагбаумы на КПП при въезде и выезде. Можно ли их считать надежной защитой от тарана? Рассмотрим подробнее несколько вариантов защиты такого объекта:
- Бетонные блоки. Предназначены для принудительного снижения скорости с целью прохождения маневров – блоки, как правило, располагаются в шахматном порядке, и на высокой скорости проехать мимо них не получится. Считается, что столкновение с бетонным блоком приведет к повреждению и остановке легкового авто. На практике же блок из высокопрочного бетона, как правило, не имеет никакого силового контура для эффективного распределения энергии удара. Снаряженная масса легкового или коммерческого авто – до 2,5 т, блока длиной 2 м – не более 1,5 т. Автомобиль даже при полном разрушении по инерции еще продолжит двигаться до нескольких десятков метров, разрушая все на своем пути.
- Обычные шлагбаумы. Задача шлагбаума – предотвращение несанкционированного проезда на территорию без проверки личности водителя и пассажиров, без осмотра транспортного средства. Сами по себе стрелы стандартного шлагбаума не способны выдержать энергию удара при столкновении с автомобилем.
- Противотаранные шлагбаумы. Это усиленные конструкции с вертикально или горизонтально перемещаемой балкой. Способны удерживать энергию удара до 1930 кДж (грузовик массой 20 т, двигающийся на скорости около 53 км/ч). Отличается высокой скоростью опускания-поднимания балки – например, для противотаранного шлагбаума ШАП-L производства ООО «ПроминвестГРУПП» время для опускания-поднимания составляет не более 7 сек. Можно устанавливать на КПП объектов критической инфраструктуры, городской инфраструктуры с высоким трафиком. С помощью такого шлагбаума можно перекрыть проезд шириной 4-6 м.
- Противотаранные дорожно-заградительные установки. Это противотаранные установки, монтируемые в дорожное полотно перпендикулярно проезжей части. При закрытии проезда над проезжей частью поднимается силовой срезающий нож. При таране нож разрушает переднюю подвеску и колеса, обеспечивая полную остановку транспортного средства. У рассмотренного ранее производителя можно выделить 2 интересных технических решения: ПДЗУ-L-2 и ПДЗУ-L-3. Для обеих противотаранных установок удерживаемая энергия удара составляет 2468 кДж. В первом случае монтаж выполняется с выступающей частью над дорожным полотном по типу «лежачего полицейского», а во втором – за «0» с дорожным покрытием. Подробнее по ссылке: https://promgroup.ru/catalog/dorozhno-zagraditelnye-ustanovki-i-blokirotory/.
- Противотаранные ворота. В отличие от обычных откатных ворот противотаранные ворота имеют силовой контур, и способны выдерживать столкновение с грузовиком массой 20 т, двигающегося на скорости до 53 км/ч (1930 кДж). ООО «ПроминвестГРУПП» предлагает изготовление противотаранных ворот в соответствии с особенностями городской архитектуры.
Современные тенденции в области защиты объектов городской инфраструктуры
Противотаранные шлагбаумы, дорожно-заградительные установки – надежное решение для защиты от тарана. Единственная проблема, с которой сталкиваются заказчики при выборе защитной установки – архитектурно-эстетическое соответствие. Не всегда современные противотаранные установки хорошо сочетаются со старыми городскими объектами, возведенными еще в начале 20 века. Решить проблему поможет монтаж противотаранных ворот на КПП объекта, а также использование элементов городской среды (опоры столбов освещения, перила с ограждениями и др.) в качестве полноценных защитных конструкций.