Новая эра поиска: что принесет с собой “Нейро” от “Яндекса”
Апрель 2024-ого года ознаменован важным событием для отечественного IT-сектора, а вернее, нейросетевых разработок: компания “Яндекс” презентовала “умный поиск”, результаты которого для пользователя формирует ИИ-модель из семейства YandexGPT3. Как же будет функционировать такая поисковая система и что она пророчит SEO-специалистам, которые занимаются продвижением сайтов в выдаче?
Как работает “Нейро”
Умный поиск “Нейро” теперь можно включить в браузере “Яндекса” в мобильной и компьютерной версии: достаточно нажать на кнопку в строке для ввода запроса. При повторном переключении тумблера можно вернуться в классическую версию поиска. Также нейросеть доступна при общении с помощником “Алиса”.
ВАЖНО: Не забудьте обновить браузер, если он уже у вас установлен, и авторизоваться в учетной записи “Яндекса”.
“Яндекс” объясняет механизм своего нового сервиса очень просто: вы задаете вопрос в любой форме, а нейросеть быстро исследует интернет и выдает исчерпывающий и вполне конкретный ответ на основе пятерки самых полезных источников. Ссылки на сайты, откуда взяты данные, ИИ прикладывает там же. Внутренняя память самой генеративной модели при составлении ответа тоже используется. “Нейро” понимает контекст беседы, поэтому вы можете задавать уточняющие вопросы, чтобы сеть добавила в ответ точности или поискала недостающие детали.
Особенности и примеры использования “Нейро”
Главное преимущество “Нейро” — один ответ. Больше не надо тратить время на то, чтобы переходить по нескольким вкладкам, собирая полную информацию по какой-то теме. Второе важное достижение — нейросеть от “Яндекса” знает больше GPT. В описании проекта на официальной странице указано, что ИИ в данном случае использует всю актуальную информацию, доступную на момент общения. То есть “Нейро” не придумывает, а ссылается на источники, которые есть в интернете, даже если они появились лишь час назад. Получается, с “Нейро” вы можете узнавать даже последние новости.
Кроме того, теперь вы буквально можете набрать фразу из головы. Например, сюжет анимационного фильма, название которого не можете вспомнить: “Старый мультик, где динозавры увидели снег впервые”. Запросы допускается составлять любой длины и степени детализации, используя язык повседневности: нейросеть будет переформулировывать слова и уже по своему запросу искать релевантные источники.
ВАЖНО: Если вы хотите воспользоваться возможностями “Нейро” из другой страны, скорее всего, придется включить VPN (Россия). В браузере “Яндекса” его можно установить через расширения, которые есть в каталоге Opera.
Кстати, можно и совсем не тратится на слова: нейросеть должна понимать картинки без объяснений. Допустим, фотографируете сыпь у себя на руке и спрашиваете, что это такое. В целом, “Нейро” заточен под инструкции и советы: по словам разработчиков, ИИ распишет ваши шаги в любой непонятной ситуации. Посмотрите, как уже сейчас пользователи тестируют эти возможности.
“Яндекс” также советует обращаться к “Нейро”, когда тема вопроса сложная или не знакома вам. Разработчики обещают, что ИИ сопоставит данные из нескольких проверенных источников и сразу выдаст самое нужное, грамотно расставив акценты. Кроме того, благодаря быстрому анализу больших объемов информации, можно просить “Нейро” сравнить разные варианты товаров или услуг и спросить совета по выбору на основе каких-то отличий или преимуществ.
Влияние “Нейро” на поиск и его развитие
Обновление “Яндекса” — очевидный прорыв не только в рамках одного сервиса, но и в формате всего генеративного поиска. Search Generative Experience (SGE) от Google сейчас недоступен в России, поэтому SEO-специалисты до этого момента могли особо не волноваться. Но, как говорится, всё течёт и всё изменяется. И если вы до этого момента еще не задумывались о продвижении своего сайта, возможно, самое время. Переходите на https://polza-agency.ru/ и оставляйте заявку на SEO, пока нейросети полностью не порушили планы бизнеса.
Нейросетевые алгоритмы работают по конкретным законам и явно анализируют контент на страницах более подробно (если не сказать изощренно), нежели традиционные поисковые роботы. Но подробное их изучение еще впереди. Сейчас же алгоритм нейросетевого поиска напоминает черную дыру: никто из сеошников до конца не понимает, как это работает. А без понимания, само собой, нет возможности оптимизировать сайт под требования ИИ-ранжирования.
Пока можно лишь предположить, что “Нейро” выбирает в качестве источников топ поисковой выдачи и при этом учитывает контекст и интент запроса пользователя. Впрочем, профессионалы говорят, что используемых источников у ИИ может быть очень много и даже не из первой страницы выдачи. В любом случае, сайты в результатах поиска будут стремиться к максимальной релевантности. Еще бы: ссылки на конкретные полезные страницы при общении людей с “Нейро” добавят органического трафика. Возможно, переход на “человеческий” язык и отказ от канцелярита будет теперь востребован не только в блогах и новостях, но и в описаниях товаров, официальных документах и так далее.
Другое возможное влияние “Нейро” на поиск в “Яндексе” — рост приоритета собственных площадок сервиса. Не секрет, что и сейчас в обычной выдаче для того же “Дзена” всегда “зарезервировано” место на первой странице. Будет ли ранжировать “Яндекс” такие страницы при ИИ-поиске? Пока неясно. Так же, как и непонятно, сможет ли “Нейро” понять, что иногда на страницах из выдачи встречается уже сгенерированный контент. А если в источниках будет противоречивая информация?
Нужно ли паниковать SEO-специалистам уже сейчас? Вряд ли. Да, вероятно, поиск изменится, но базовые принципы по оптимизации контента никуда не исчезнут. К тому же если с информационными запросами ИИ-модели справляются давно, то с коммерческими — не всё так просто. Поэтому важно делать качественный и полезный контент, релевантный запросам и интентам аудитории. А пока давайте следить за обновлениями “Яндекса” и расширениями функционала “Нейро”. Ну и порадуемся за пользователей: теперь смыслы их поисковых запросов будут пониматься быстрее и точнее.