Особенности перевозки грузов морским транспортом

Изобретение такого способа грузоперевозок как контейнерные мультимодальные перевозки привело к активизации международной торговли, оптимизировало грузопотоки, снизило расходы на доставку. Главную роль в межконтинентальных грузопотоках играет морской транспорт. Специальные суда-контейнеровозы доставляют миллионы тон упакованных и штучных товаров во все порты мира. Перевозка грузов морским транспортом гарантирует:

  • низкие расходы на доставку;
  • безопасность;
  • сохранность товаров;
  • возможность формирования сборных грузов.

В контейнерах можно перевозить как мелкие, так и крупные партии товаров. Насыпные, наливные, крупногабаритные грузы доставляются другими типами судов, но контейнеровозы пока уверенно держат первенство по объему и тоннажу, если не учитывать танкерные перевозки нефти и сжиженного газа.

Виды грузовых судов

Морские пути доступны для перевозки всех видов товаров, разрешенных для торговых операций. Кроме универсальных судов, построены узкоспециализированные, рассчитанные на определенную категорию веществ, или тары. Такое техническое решение позволило оптимизировать погрузочно-разгрузочные операции, сократить время простоя в портах и, в результате, снизить себестоимость перевозок. Для обработки разных видов грузов во всех крупных портах построены специализированные терминалы.

Виды используемых судов:

  • Ролкеры — предназначены для вагонов, грузовых, легковых автомобилей и других машин на колесном ходу. Загрузка производится через откидные мостки (аппарели) в носовой и кормовой части судна.
  • Балкеры — суда для сыпучих грузов разного типа. Трюмы разделены перегородками на отсеки большого объема, в которые можно загружать разнотипные вещества.
  • Танкеры — суда для перевозки нефти, ГСМ, сжиженного газа. Некоторые типы танкеров позволяют загружать сыпучие материалы — щебень, песок, уголь.
  • Сухогрузы — универсальные суда для разных типов товаров, включая пищевые продукты. Особенность конструкции — наличие собственного грузоподъемного оборудования, позволяющего самостоятельно вести такелажные работы в порту.
  • Паромы — суда, совершающие регулярные рейсы по одному маршруту. Служат для перевозки автотранспорта, пассажиров, товаров разных групп. Как правило, используются на относительно небольших расстояниях, например, в проливах.
  • Контейнеровозы — предназначены для перевозки контейнеров, расположенных на палубе специальной конструкции. Сравнительно новый тип судов, который появился в середине 50-х годов прошлого столетия. Флот контейнеровозов стремительно увеличился за последние десятилетия, как за счет количества, так и грузоподъемности новых судов.

Крепление контейнеров

Одна из наиболее сложных задач, которые стоят перед перевозчиками — размещение и фиксация контейнеров таким образом, чтобы не нарушилась центровка судна, а во время сильного волнения моря груз не смещался. Перевозка грузов морским видом транспорта должна обеспечивать максимальный уровень безопасности, один из аспектов которой — правильное размещение контейнеров.

Для фиксации груза используются разные приспособления:

  • Ограничители стационарного и съемного типа. Направляющие бывают прутковые, тросовые, цепные. Задача у всех одна — прочно закрепить контейнер, не допуская бокового и торцевого смещения.
  • Фитинговые крепежи. Привариваются к палубе, служат для жесткого крепления контейнера стандартного размера.
  • Ячеистые крепежи разделяют палубу или трюм на отдельные клетки, в которые помещается отдельный контейнер или целый ярус контейнеров. Перегородки делят зону загрузки в поперечном и продольном направлениях.
  • Дополнительные крепежи — твистлоки, устанавливающиеся в нижних углах ярусов. Исключают возможность перемещения груза в вертикальном направлении.

Контейнерная перевозка грузов морскими судами не лишена и недостатков: значительное количество времени на формирование партии груза; низкая скорость перемещения судов; возможность доставки только в специально оборудованные порты, где построены контейнерные терминалы; время на выгрузку и растаможку. Но все недостатки компенсируются удобством интервокальной системы доставки и возможностью перевозки огромного объема товаров.