Присадки, добавки, аддитивы: почему их не стоит использовать
Речь пойдёт не о тех добавках, которые входят в состав заводских масел, а о присадках, приобретаемых отдельно, чтобы «улучшить» состав смазочных материалов. Известные компании-производители автомобилей относятся к ним резко негативно, и для этого имеется немало причин. Рассмотрим последствия добавления в моторное масло наиболее популярных аддитивов.
Графит и дисульфид молибдена
Препараты с дисульфидом молибдена или графитом относятся к твёрдым смазочным материалам, которые снижают трение за счёт образования на поверхности металла твёрдой плёнки, образующей прослойку между двумя соприкасающимися деталями. Казалось бы, эффект применения этих добавок только положительный: они снижают пусковой износ и какое-то время работают даже в условиях нарушения подачи масла в двигатель.
Однако маркетологи, продвигающие эти присадки, забывают рассказать, что при нагреве смазки дисульфид молибдена окисляется и преобразуется в ангидрид – твёрдое вещество с абразивными свойствами. Т.е. вместо снижения износа происходит его резкое ускорение. А при добавлении графита существенно снижаются моющие свойства масла, из-за чего на стенках оседает намного больше сажи и других окислов. Позитивный эффект присадок быстро переходит в свою противоположность – они начинают причинять двигателю вред.
Макрополимерные загустители
Присадки на основе макрополимеров повышают вязкость моторного масла, благодаря чему снижается его расход, а в цилиндрах изношенного двигателя увеличивается компрессия. Но никто не может сказать, как при достаточно длительной эксплуатации поведут себя компоненты смеси, какие реакции между ними будут протекать в разных температурных режимах. Кому-то повезёт, и его старый автомобиль действительно обретёт вторую молодость без негативных последствий. Но не исключён и совсем другой вариант – быстрое окисление масла, засорение и окончательный выход мотора из строя.
Чтобы повысить компрессию, нет необходимости в добавлении неизвестных веществ. При очередной замене можно залить моторное масло той же марки, но с более высокой вязкостью. К примеру, не 5W-30, а 5W-40. Эффект будет примерно такой же, но без риска непредсказуемых реакций.
Медь или политетрафторэтилен
Обе эти добавки крайне негативно влияют на окружающую среду. Так, политетрафторэтилен при окислении преобразуется в чрезвычайно токсичные соединения, которые с выхлопными газами выбрасываются наружу и отравляют воздух. А ведь рядом с работающим авто могут стоять дети горе-водителя.
Диспергированные добавки меди и её соединений тоже образуют на поверхности плёнку, снижающую трение. И одновременно служат катализатором окисления базового масла, из-за чего заметно сокращается срок его пригодности. Кроме того, медь повышает зольность масла, т.е. долю твёрдых веществ, остающихся при его сгорании, оседающих в двигателе и попадающих в окружающее пространство. Зольность – показатель, который жёстко регламентируется производителем, при её превышении возможны негативные последствия для двигателя.
Вывод
Любые добавки изменяют свойства базового масла. Причём улучшая одни характеристики, мы неизбежно снижаем какие-то другие качества. В маслах заводского изготовления соблюдается определённый баланс присадок: они не вступают в реакции между собой и с металлом двигателя, в ходе многочисленных испытаний показали определённую длительность эксплуатации, гарантированную производителем. Добавляя в любое масло неизвестные вещества, вы нарушаете этот баланс. Последствия предсказать сложно, но с высокой вероятностью они не будут позитивными. Именно поэтому автопроизводители выступают резко против аддитивов к моторным маслам.