Кто создает звуковые эффекты для кино?
Студийную запись звукового сопровождения кинофильмов после съемок выполняют мастера шумовых эффектов. Их так и называют - «шумовики». Причем foley recording о(Фоли рекординг) делают в обстановке, которая со стороны может показаться странной: разнообразная обувь, части автомобильных кузовов, фрагменты паркета, гранитная плита, посиневшая куриная тушка, футбольный мяч…
Для чего нужен артист-шумовик
Все эти предметы шумовик (foley artist) использует для того, чтобы сделать звуковой фон картины максимально реалистичным. Задача мастера — в точном соответствии с содержанием кинокадра воспроизвести звуки шагов по той или иной поверхности, сымитировать грохот и скрежет столкнувшихся авто, выстрелы, удары мяча о стену и многое другое.
Просматривая фильм, зрители обычно не придают значения таким шумам. Но стоит их убрать — и эффект правдоподобия исчезнет, появится ощущение, что картине чего-то не хватает.
Профессионалы знают: непосредственно во время съемок записываются только голоса актеров. Если сопровождать видеоряд настоящими звуками улицы, спортзала, бассейна, пляжа, то речь персонажей в них потеряется и фильм получится некачественным.
Первопроходцы звукозаписи
Шумовики начали заниматься своим ремеслом задолго до появления кинематографа. Представителями этой специальности можно считать даже тех служителей Мельпомены, которые за кулисами античного театра били в жестянку в то время, как на сцене Зевс-громовержец метал молнии.
Предшественниками нынешних foley-артистов стали специалисты по звуковым эффектам радиотеатра. Кроме предметов, имитирующих различные шумы, они уже использовали микрофоны, средства звукозаписи и творили в профессиональных студиях. Их рабочие места были изолированы от внешней среды, почти как нынешние foley sound studio (Фоли саунд студио), и позволяли правдоподобно воспроизводить в радиоэфире нужные шумы.
Один из первых специалистов foley в киноиндустрии — Джек Фоли, сотрудник компании Universal (Юниверсал). В его честь профессия и получила свое название. Во времена немого кино он был каскадером. А когда в прокат вышли первые звуковые кинофильмы, занялся звуковыми эффектами. Именно Джек Фоли придумал много способов воспроизводить на экране шумы, которые сопровождают героев по ходу действия.
Некоторые из его приемов используются и сейчас. Однако у каждого профессионального шумовика есть свои находки.