«Злая матушка-Европа»: есть ли будущее у Климовского моста под Тольятти?

До Крыма

Проект по строительству «Путепровода через Волгу и обхода Тольятти» изначально появился в начале прошедшего десятилетия - еще до госпереворота на Украине в 2014 году, когда мир находился в совсем другой, нежели сегодня, геополитической реальности. Тогда предполагалось, что важнейший объект транспортной инфраструктуры возведут в рамках формирования одной из ветвей «Великого шелкового пути» — маршрута «Европа — Западный Китай». Предполагалось, что путь начнется в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, пройдет по территории Казахстана. «Выход» в Европу оптимистично планировалось устроить либо через Белоруссию, либо через Прибалтику. Отметим,

еще до 2014 года проект не устраивал США, стремившихся не допустить роста влияния КНР в Евросоюзе.

После Крыма

В 2019 году правительство России, несмотря на огромные риски на фоне санкций после присоединения Крыма и событий на Донбассе, все-таки решилось начать строительство моста через Волгу. Заявленная цель проекта осталась прежней – маршрут с Китая в Европу. Тогда же проанонсировали, что предполагаемый срок введения объекта в эксплуатацию – 2024 год. На сегодняшний день мост построен примерно на половину.

Спецоперация

24 февраля началась военная спецоперация ВС РФ на Украине. В мире, как констатируют эксперты по обе стороны конфликта, случился глобальный тектонический сдвиг. На Россию наложили тысячи санкций. Под огромными знаками вопросами оказались не только само строительство моста, но и его изначальное функциональное предназначение.

Однако после антироссийских санкций огромные проблемы начались в самой Европе.

Так во многих государствах ЕС после 24 февраля была зафиксирована промышленная инфляция до 30 процентов. Основным ее драйвером стали энергоносители, которые подорожали почти на 40%. Инфляция уже удалила и по кошелькам жителей Старого Света. Так в мае потребительские цены в экономических лидерах еврозоны — Германии и Франции — выросли на 8,7% и 5,8% соответственно.

В Германии такой же высокий уровень инфляции был зафиксирован почти 50 лет назад - зимой 1973/1974 года,

когда цены на нефть также резко выросли вследствие первого нефтяного кризиса. Во Франции рост цен достиг исторического максимума. Рекордной оказалась инфляция также в Италии (7,3%) и Испании (8,5%).

На фоне всего этого многие эксперты прогнозируют в среднесрочной перспективе падение потребления товаров европейскими домохозяйствами до 15-20 процентов. Часть специалистов даже говорят о развале Евросоюза, главными выгодополучателями которого должны стать Великобритания и США: так более 1 триллиона долларов инвесторов уже «убежали» из ЕС. Об экономическом возвращении «обозлённой матушки-Европы» до позиций 24 февраля говорить даже не приходится.

Из-за санкционного давления недружественных стран над российской частью «шелкового пути» нависла реальная угроза, рухнули объемы всех видов межконтинентальных перевозок по территории страны. В это же время в публичном пространстве появились варианты альтернативных маршрутов «шелкового пути». В частности, активизировались Пакистан, Туркмения, Иран, Азербайджан, Турция. Все выразили готовность заменить Россию – другими словами, оставить «скромный» Климовский мост под Тольятти «не у дел».

Фото: Александр Карягин

Что теперь?

Есть ли в сложившихся условиях будущее у Климовского моста? Не станет ли он для всей России (и для Самарской области, в частности) «колосом на глиняных ногах», бесполезной дорогущей игрушкой? Должны ли теперь власти России и области заниматься прямо сейчас будущим функционалом моста, озаботиться его загрузкой? Фактически решать задачи, аналогичные импортозамещению.

Вот что ответили на эти вопросы опрошенные «Прогородом Самара» эксперты.

Дмитрий Яковенко, самарский финансист: «Мы должны оценивать Самарскую область с точки зрения кластеров. Чем наша область выгодно отличалась от других регионов Поволжья? Наличием важных кластеров: аэрокосмического, нефтехимического, автомобильного. И хотя в стратегию СО инфраструктурный кластер не попал, я всегда говорил, что регион имеет стратегическое транспортно-логистическое положение в России. Это наш кластер, образованный ещё в конце 19 века. Основу этого кластера составляет жд-транспорт. Это связано с тем, что в Сызрани построили первый жд-мост через Волгу. И долгое время он был единственным (!!!) мостом, связывающим европейскую часть СССР со Средней Азией, Сибирью и Дальним Востоком. С двух сторон Волги в Самарской области есть 2 крупнейших узловые станции: Сызрань и Кинель. И если у Сызрани есть конкурент - Пенза, то у Кинеля конкурентов нет и в ближайшее время не будет. Сейчас через Волгу построено несколько жд-мостов, но они не ведут к узловым станциям, или также ведут к Кинелю. С развитием транспорта Самара стала лидером в Поволжье в части развития авиационного транспорта, хотя аэропорт Казани, возможно, и конкурирует с нами. Сложнее было с автодорогами. Самара с центром России долгое время была связана только М5, идущей через ГЭС им. Ленина. Ширина трассы давно уже не позволяет свободно проходить по ней автотранспорту.

Фото: Евгений Щекин

Поэтому новый мост с прилегающей к нему автострадой — это усиление нашего транспортно-логистического кластера. Сейчас, при развитии отношений с Китаем, при наличии уже построенных с финансовым участием КНР дорог в Киргизии и других республиках Средней Азии, их «Великий шелковый путь» вплотную приблизился к границам России. Таким образом, мост нужен. Следует также отметить, что трасса, которая «опояшет» Тольятти, создаст ещё одну транспортную нить в сторону Самары, что может стать дополнительным катализатором формирования Самаре-Тольяттинской городской агломерации. Есть ли отрицательные стороны? Есть. Вопросы Экологии, скорее всего, будет вырубка леса. Но для развития области этот мост и трасса стратегически важны».

Фото: Евгений Щекин

Александр Медведев, главный инженер проектов улиц и автомобильных дорог, член ОС при Минтрансе СО. «По мосту в Климовке ситуация, на мой взгляд, двоякая. Хоть его и позиционируют как часть маршрута Европа — Западный Китай, однако, название «Строительство обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу в составе МТМ «Европа-Западный Китай» и его реализаторы на территории Самарской области - региональное Министерство транспорта и концессионер АО «КК «Обход Тольятти» как бы снижают мировую значимость проекта, превращают его в локальный, но имеющий некие перспективы стать частью чего то большего.

Так или иначе, полноценный мост через Волгу в Самарской области нужен. Возникает только вопрос о его местоположении. Если условием федерального финансирования было расположение моста в том месте, где он сейчас, то тут вопросов у меня нет, но если решение о его местоположении принималось руководством Самарской области (так же как выбор между Метро и Трамваем), то тут вопрос есть. В СТП Самарской области заложено аж 2 моста через Волгу – первый Климовский, второй Сызранский. И если бы меня спросили, какой мост нужно строить первым – то мой ответ был бы Сызранский. Объяснение этому вижу в следующем.

  • Во-первых, худо-бедно постоянная связь берегов в районе Тольятти через плотину ГЭС работает и предпосылок по ее прекращению не видно даже после строительства Климовского моста.
  • Во-вторых, «ПоволжУпрАвтоДор уже вложил несколько миллиардов рублей в строительство многоуровневой развязки непосредственно в Тольятти для того, чтобы транзитные потоки отделить от местных и повысить локальную пропускную способность федеральной трассы М5.
  • В- третьих, получилось так, что Климовским мостом мы раздуваем пропускную способность локального участка и без того насыщенного транспортными коммуникациями вместо того, чтобы воспользоваться другим маршрутом, который мог бы дать толчок развитию новых территорий, образовал бы постоянную связь, сократив автомобильный путь до Сызрани (сейчас там работает частный автопаром и жд-мост).

Фото: Александр Медведев

Вижу единственный фактор, который мог бы склонить чашу весов в пользу Климовского моста – стоимость реализации, но сравнения вариантов не видел. Что интересно – сам Сызранский мост был бы короче, а значит, дешевле. Возможно, в Сызранском варианте пришлось бы больше расширять существующих дорог до выхода на М5, но их и так нужно расширять уже сейчас. Длина новых подъездов к Сызранскому мосту сопоставимо с Климовским или даже меньше».

Фото: Александр Карягин

Владимир Обухов, лидер партии «Гражданская платформа» в Самарской области. «На мой взгляд, этот мост изначально больше нужен для обеспечения внутренней транспортной связанности страны, чем для создания маршрута «Европа – Китай».

Единственная дорога через Волгу в Самарской области в настоящее время – через Волжскую ГЭС. Она уже не справляется с транспортными потоками. Кроме того, ГЭС – стратегически важный объект.

Не дай Бог, с ней что-нибудь случится – наступит транспортный коллапс. Это недопустимая ситуация. К тому же Климовский мост позволит на целый час сократить время пути от Ульяновска до Самарско-Тольяттинской агломерации. Это усиливает позиции Самарской области в экономической конкуренции между поволжскими регионами.

Следует также учитывать, что 16 мая состоялся саммит ОДКБ. Его результаты говорят о перспективах усиления экономического взаимодействия России со странами СНГ, а возможно, и глобального Юга: арабскими странами, Ближним Востоком, Пакистаном, Индией, вероятно, и Турцией. Поэтому Климовский мост не только не теряет свою актуальность в новой ситуации, но, напротив, сможет дать толчок развитию Самарской области как опорного региона РФ в экономических отношениях с Югом».

Фото: Александр Карягин

Андрей Лютиков, председатель Комитета по внешнеэкономической деятельности при ТПП Самарской области: «Мост через Волгу уже наполовину готов. Прорублены просеки и проложены дороги. Бросать всё это на полпути неразумно и расточительно. В любом случае, мост послужит для разгрузки плотины Жигулевской ГЭС в Тольятти, особенно в летнее время. Мост нужен в первую очередь не для китайского «Великого шёлкового пути», а для России. Сейчас после введения санкций и заморозки импорта с Европой, меняются транспортно-логистические потоки. Если раньше фуры с товарами народного потребления ехали с запада до крупных агломераций – Москвы, Подмосковья и Питера, то сейчас в те же центры, но с востока, в первую очередь из Китая. А мост как раз лежит на пути из Центральной Азии и Китая в центр России. Климовский мост облегчит перевозки зерна с юга Ульяновской области, в первую очередь из зерновых районов, таких как Радищевский, Кузоватовский, Новоспасский, а также из Пензенской области к волжским зерновым перевалочным портам, в основном в Тольятти. Также облегчит доставку удобрений с тольяттинских заводов сельхозпроизводителям этих двух областей».