Самарский писатель - о том, как изменился опасный район города: "Люблю Безымянку такой, какая она есть"

Самарский писатель - о том, как изменился опасный район города: "Люблю Безымянку такой, какая она есть"

Источник фото: В.Зворской // Яндекс.Карты

Безымянка - район с богатой криминальной историей. Самарцы привыкли считать его одним из опасных мест города. Время вносит свои коррективы, и сейчас это обычный спальный район.

Андрей Олех - самарский писатель, который посвятил этому району целый роман "Безымянлаг". Как собиралась информация для произведения, какой он автор книги о когда-то опасном районе Куйбышева? Об этом в интервью с автором.

#ЯнаPROСамару - спецпроект, посвященный творческим людям, культуре и интересным событиям в Самарской области. Автор - редактор эксклюзивных материалов PROGORODSAMARA Яна Лаушкина.

Телеграм-канал Яна Лаушкина | Эксклюзив Самара

Андрей, я правильно поняла, что всю свою жизнь вы живете на Безымянке. Прежняя ли она для вас? Что раньше происходило в этом районе? Почему именно этому месту вы посвятили целую книгу?

- Да, я родился в доме на Каховской, напротив пожарной части. Потом мы переехали на Физкультурную, потом на Ново-Вокзальную, где я живу и сейчас. Так что, всю жизнь я провел на Безымянке. За почти 40 лет, разумеется, многое поменялось, район превратился из промышленного в спальный, одни дома снесли, другие построили, что-то разрушилось, что-то починили, но место одно и то же. И у него богатая и интересная история. Собственно, моя трилогия именно об этом, история одного района во второй половине 20 века, время меняется, но остается место.

В каком литературном жанре вы работаете?

- Сейчас это очевидно – исторический роман. Безымянская трилогия основана на документах, воспоминаниях и реальных событиях. При написании романа о Волжской Булгарии также отталкиваюсь от летописей, исторических трудов и археологии. Но думаю, это не навсегда. У меня есть и другие замыслы, в других жанрах. Надеюсь и до них однажды дойдет очередь.


Улица Победы // Фото: В.Зворской

Ранее СМИ вы рассказывали, что в "Безымянлаге" есть информация из ранее засекреченных бумаг из архива НКВД. Как вам их удалось достать? Наверняка они по-прежнему не в таком открытом доступе.

- Архивные документы я брал из книги самарских историков "Строго секретно. Особстрой-Безымянлаг. 1940-1946." А.В. Захарченко и А.И. Репинецкого. Их труд содержит более 500 страниц документов Безымянлага. Это стенограммы заседаний руководства лагеря, докладные записки, отчеты, статистика и многое другое. При желании она доступна каждому. А вот личные дела заключенных до сих пор засекречены.

Сколько писалась ваша книга? Были ли продолжительные паузы в ее создании или трудности?

- Я дольше обдумываю свои книги, это длится годами. Непосредственно писать их получается чуть быстрее. Безымянскую трилогию я обдумывал лет десять, а написал примерно за четыре года. Творческие проблемы, какими бы сложными они не казались - всегда решаемы. А вот с бытовыми – не все так просто, писатели тоже люди и в жизни происходят разные события.

Вы публикуете работы под своим именем, читатели знают, как вы выглядите. Никогда не было мыслей печататься под псевдонимом?

- Я ни от кого не скрываюсь и у меня от рождения запоминающаяся фамилия. Псевдоним мне пока не нужен. Может быть, если внезапно решу сменить тематику своих произведений или заняться литературным хулиганством, тогда подумаю о такой возможности.


Андрей Олех со своей книгой / Предоставлено PROGORODSAMARA

Что сейчас вам нравится/не нравится в современной Безымянке? Вы хотели бы, чтобы ваши дети в дальнейшем уехали из этого района?

- Люблю Безымянку такой, какая она есть. Очень не нравится, что массово вырубают деревья, а новых не сажают. Да, тополя и американские клены отживают свой век, но на их месте нужны молодые саженцы, а этого и близко нет. Безымянка всегда была очень зеленой, и так и должно продолжаться.

А оставаться здесь или нет - это пусть решает моя дочь. Мои желания здесь роли не играют. Ей 11 и пока нам нравится гулять по Безымянке вместе.

Какое мнение бытует о вашем творчестве?

- Честно, я не особо этим интересуюсь. Но если попробовать обобщить все отзывы, что я получил за эти годы, то положительное мнение будет – «интересно». А отрицательное – «слишком мрачно». Но это только на основе Безымянской трилогии. Сейчас я пишу другую книгу, и я уверен, что мнение о ней тоже будет другое.

Как вы считаете, обязательно ли нужно родиться или долго жить в районе, о котором пишешь произведение?

- Если бы это было обязательно, боюсь у нас не было бы художественной литературы. Писателю важно представлять мир, который он описывает. Сделать это проще если он уже существует. Что точно обязательно для писателя это по-настоящему интересоваться своей темой, о чем бы она не была.


Яндекс.Карты

А в целом, как начался ваш творческий путь? Читала, что у вас есть основная работа. Как совмещаете?

- Мне повезло, я всегда знал, чем хочу заниматься, так что творческий путь начался еще в детстве. Писать книги – это основное дело моей жизни, а работа – просто способ добыть денег. Зарабатывать писательством невероятно сложно, хватит пальцев на одной руке, чтобы перечислить тех, кто сейчас живет на доход исключительно от литературы. И, к сожалению, ни одного, чьему творчеству это пошло бы на пользу.

Мой способ заработка далек от литературы, я ищу такую работу, чтобы она оставляла мне силы и время на творчество. Иногда получается, иногда приходится туго.

Считаете ли вы, что ваш навык передался от отца? Или же это нарабатывалось годами?

- Талант совершенно точно не переходит по наследству. Но можно создать условия. Папа передал мне любовь к литературе и большую библиотеку, дальше я действовал сам. К сожалению, мне уже никогда не услышать его мнения о моих книгах, а очень бы хотелось. (Отец Андрея был журналистом, - прим.ред.)

Опишите, пожалуйста, один из отрывков книги "Безымянлаг" с пояснением. Буду благодарна!

- Давайте сделаем это как в кулинарном шоу, только в обратном порядке. Сначала вы попробуете блюдо, а потом я расскажу, как оно приготовлено. Вот начало романа:

«В конце ноября 1941 года на Безымянке было очень холодно. Самарка покрылась льдом, ветер гнал снежную крошку через замерзшую реку дальше через рельсы, где он таял от слабого тепла сотни тысяч тел, от сухого пара машин и редких костров. Поезда выкидывали из покрытых инеем вагонов новых зэков, продрогших в пути, и они мгновенно смешивались с прежними, рывшими землю, согревавшими ладони дыханьем, идущими плотными колоннами, без надежды и цели. В промерзших котлованах крутились маленькие вихри снежной пыли и уносились вверх, где стальные балки строек отдирали от тела плоть при малейшем прикосновении. Ветер свистел, обтекая трубу Безымянской ТЭЦ и слетая вниз, пробирал ВОХРовцев через шинели, заставлял их поднимать воротники и тушил спички, поднесенные к папиросам. Их сторожевые собаки устали стоять, скулили и поджимали хвосты, но на землю сесть боялись. Влажный воздух делал мороз нестерпимым, и даже видевшие зиму в сибирских лагерях офицеры НКВД не знали, чем спастись. Но и на этом ветер не останавливался, раскачивая тяжелую колючую проволоку, он перелетал через лагерные заборы, и его ледяные сквозняки проникали в щели штабов разных отделов, побеждая огонь печек и превращая чернила в лед.

Потом ветер затих. Зэкам, вольнонаемным, бригадирам, ВОХРам, врачам, водителям, поварам, инженерам, офицерам НКВД, начальникам штабов и районов удалось сделать короткий вдох, прежде чем Безымянка сделала выдох, и ветер полетел обратно тем же путем с еще большей силой, срывая с места и пригибая к земле все, что не могло ему сопротивляться. Но 29 ноября после полудня стало еще холодней, и воздух проникал в горло, как бритва, а грязь превратилась в камень».

- Теперь, как и почему именно эти строчки. Первое предложение – это основа. Я сразу сообщаю читателю точное время и конкретное место. Это очень важно для этого произведения. Далее идет описание холода, это также определяет всю дальнейшую атмосферу книги, холод там будет всегда, внутри и снаружи. Затем мы вместе с ветром пролетаем над лагерем. Это панорама, читатель получает общий взгляд на место действия и видит людей. Независимо от своего статуса все они равны перед морозом, и это одна из главных идей книги – в лагере нет тех, кому хорошо. Во втором абзаце, ветер оказывается «дыханием» Безымянки. А значит, она одушевленная героиня повествования. И заканчивается эта суровая и безрадостная картина тем, что «стало еще холоднее», хотя до этого казалось, что холоднее уже некуда. Зима 1941 года действительно была очень морозной, но в Безымянлаге должны были достроить заводы к новому 1942 году, и была объявлена сталинская вахта, что означало ненормированный рабочий день. За эти два месяца умрет 3178 человек, из 11165 за все время существования лагеря, по официальным данным. Вот так начинается книга, дальше появятся герои, и части обозначенной панорамы «крупным планом» и даже бритвы встретятся с чьим-то горлом и найдутся те, кто сможет этому сопротивляться.

С каким персонажем из своих произведений вы хотели бы сесть за чашкой чая и поговорить? Есть ли такой?

- В каком-то смысле я и так постоянно с ними разговариваю, пока не допишу произведение. Все же я никогда не забываю, что это вымышленные персонажи, встреча с ними в реальной жизни уже попахивает безумием. Если серьезно, конечно, одни герои нравятся мне больше других. Это заметно у любого писателя. Любимые герои получаются живее, чем остальные. Джон Сильвер из «Острова сокровищ» мне кажется хорошим примером. Хоть он и отрицательный персонаж, но Стивенсон его так любит, что он получается самым глубоким героем, и даже убить его в финале у автора не получается.

Расскажите подробнее про свой последний рассказ.

- Я уже пять лет пишу большой по объему роман про Волжскую Булгарию, но в таком долгом забеге устаешь и иногда требуется смена деятельности. Поэтому раз в год, летом, я делаю перерыв и пишу рассказ о чем-нибудь другом. Последний называется «Красный трон», он о далеком постапокалипсисе на Волге. Главный герой находит красный пластиковый стул, предмет огромной ценности, потому что никто не помнит, что такое пластик и как его вообще делали. И вокруг этого предмета разворачиваются кровавые драмы. Это один из четырех «Волжских рассказов», задуманного мной цикла о Волге в разные эпохи.

А каких авторов читаете Вы?

- Самых разных. Хороших и плохих, современных и классических, всех национальностей и жанров. В последние годы очень много читаю исторических трудов по Волжской Булгарии. Это очень скучно. Одна из причин, почему так популярна «альтернативная история» - научную литературу никто, кроме узкого круга специалистов, читать не станет или умрет от тоски. После такого хочется чего-нибудь легкого, в современном зарубежном фэнтези сейчас очень много интересных авторов. Иногда восполняю пробелы в классике, или перечитываю кого-нибудь из русских писателей.

Первый тираж "Безымянлага" давно раскупили. Ознакомиться с книгой можно в интернете. Сейчас Андрей Олех работает над произведением о Волжской Булгарии, мы обязательно проанонсируем её выход. Приятного чтения!