Смертельные покатушки: Самарская область заняла первое место по аварийности с участием каршеринга
По итогам 2021 года в Самарской области зарегистрировали 31 ДТП с участием каршеринговых автомобилей. Об этом говорится в отчете Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ.
В документе указано, что количество аварий с каршеринговыми ТС за год в регионе увеличилось на 82%. Выше цифры только в столичных регионах - Москве (там зарегистрировали 433 ДТП), Санкт-Петербурге (227) и Московской области (46).
Данные: МВД РФ. Рисунок: «Прогород Самара»
Самарская область по итогам прошлого года заняла сомнительное первое место среди нестоличных субъектов по показателям аварийности с участием каршеринга.
В ДТП на каршеринговых авто в Самарской области пострадали 50 человек. Из них – 5 погибли, 45 пострадали. По сравнению с 2020 годом разница больше в 5 и в 2 раза соответственно. Больше пострадавших и погибших – опять же в столичных регионах.
Данные: МВД РФ. Рисунок: «Прогород Самара»
В 2021 году выручка операторов краткосрочной аренды транспортных средств достигла 41 млрд рублей, что выше показателя 2020 года на 82%. Это свидетельствует о значительном увеличении спроса на данную услугу, и, как следствие, является одной из причин роста показателей аварийности с участием каршеринговых ТС в 2021 году, отмечается в документе.
Наиболее распространенные нарушения ПДД водителями каршеринга по всей России: несоблюдение скоростного режима, несоблюдение очередности проезда, неправильный выбор дистанции, нарушение правил проезда пешеходного перехода, выезд на полосу встречного движения. ДТП, связанные с выездом на полосу встречного движения, характеризуются наиболее высокой тяжестью последствий.
Почти половина смертельных ДТП приходятся на нарушение скоростного режима и выезд на встречную полосу движения.
Данные: МВД РФ. Рисунок: «Прогород Самара»
В большинстве происшествий (70%, или 624) участвовали водители каршеринговых ТС в возрасте 20-34 года. Лица данной возрастной группы являются наиболее активными пользователями каршеринговых сервисов, отмечают полицейские. Распределение коэффициента виновности показывает, что водители более старших возрастов реже признавались виновными в совершении ДТП.
Почти в половине ДТП (42,1% или 251 случай) виновные в их совершении водители каршеринга имели стаж управления ТС не более четырех лет.
Полицейские указывают на доступность каршеринга для тех, у кого нет прав, кто недостаточно опытен в вождении или садится за руль в нетрезвом состоянии.
В 42% ДТП виновные в их совершении водители каршеринга имели стаж управления не более 4 лет. В 30 ДТП водители каршеринга не имели права управления транспортным средством. Еще в 13 ДТП за руль сели лишенные права управления.
По мнению полицейских, эта проблема, с одной стороны, может быть связана с техническим механизмом предоставления доступа к ТС, так как в большинстве сервисов используется удаленное взаимодействие с оператором через мобильное приложение, в связи с чем фиксируются случаи использования подложных аккаунтов.
С другой стороны, управление каршерингом водителями, не имеющими на это права, может быть следствием передачи доступа посторонними автомобилистами (например, друзьями нарушителей), получившим его на законных основаниях.
Каршеринг — услуга краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или посуточной оплатой. Стартап заработал в России несколько лет назад и с тех пор только набирает популярность. Компании предоставляют машины разного класса, самые полярные модели — Хендай Солярис, однако в некоторых городах можно найти и машины премиального класса. Правда, поездка на элитном автомобиле не только обходится дороже, но и требует более продолжительного опыта вождения.
Как следует понимать сомнительное лидерство Самарской области по аварийности с участием каршеринга? Кто виноват? Это результат неудовлетворительной работы самарского ГИБДД или регуправления оператора услуги? Или к высоким показателям аварийности могли привести некие социально-психологические причины (вроде безответственности водителей или их веры в безнаказанность)? Не секрет, что многие из самарцев относятся к «делимобилям» снисходительно - эти машины не жалко, можно разбить и «убежать».
Лидер партии «Гражданская платформа» в Самарской области Владимир Обухов не исключает даже криминальной составляющей. По его мнению, на высокие показатели аварийности каршеринга могли повлиять преступные группировки, которые действуют на территории региона. «Делимобили» - очень удобны для запугивания конкурентов. «Организация такого рода аварий — это самый дешевый способ, поскольку эти автомобили фактически бесплатны», - предполагает автор. Обухов также считает, что каршеринговые ДТП могут использоваться определенными структурами для дестабилизации обстановки.
«Все эти аварии — громкие случаи, своего рода «показательные выступления», при которых сносятся столбы, памятники, то есть создаётся у граждан ощущение отсутствия порядка и контроля за ситуацией в стране со стороны властей», - отмечает Обухов.
Член общественного совета при Минтрансе Самарской области, главный инженер проектов улиц и автомобильных дорог Александр Медведев считает, что нет повода для паники.
«Из отчета [МВД]непонятен рост парка каршеринга и его использования по областям, а это могло бы пролить свет на абсолютные показатели аварийности. Например, из представленной статистики можно сделать вывод о том, что Самарцы из всех нестоличных регионов наиболее безобразно водят каршеринговые автомобили, регулярно попадают в аварии и гибнут. Но это может быть не так, поскольку пробег и количество использований у нас может быть в разы выше, чем в остальных регионах страны. Работают большие числа. В данном случае, нужны показатели сходные с социальным и транспортным риском для корректного анализа и принятия последующих решений. Возможно, мы просто наиболее продвинутый в области каршеринга нестоличный регион и этому нужно продолжать способствовать, а не сразу винить водителей и шеринговые компании. Возможно, нужно посмотреть на Москву, понять, как они достигают относительно низкой аварийности каршеринга, если она там действительно низкая исходя из относительных показателей», - отмечает Медведев.
Напомним, в прошлому году в Самарской области прошла массовая проверка водителей каршеринговых автомобилей. Сотрудники самарской Госавтоинспекции взяли под особый контроль соблюдение правил дорожного движения автомобилистами, передвигающихся на арендованных машинах. Как отмечают полицейские, зачастую водители имеют ложное представление о том, что инспектор ДПС не станет останавливать каршеринг, а значит можно сесть за руль в состоянии опьянения. Так с 1 по 11 апреля автоинспекторы проверили около 500 арендованных авто. К админответственности привлекли свыше 150 водителей.
В том числе 8 из них - за управление транспортом в нетрезвом состоянии или отказ от прохождения медосвидетельствования. Также вынесено 40 постановлений о штрафе за «езду без ремней» и более 120 иных нарушений ПДД.
Каршеринг в России был запущен в 2015 году. Сегодня парк сервиса насчитывает более 13 тысяч машины. «Прогород Самара» уже неоднократно рассказывал о пьяных ДТП с «Делимобилями» в областном центре.
Типичный сценарий аварии – подвыпившие молодые люди в стремлении сберечь собственное авто садятся за руль каршерингового.