«Денис Грязь и барабанщик ЛСП писали у меня новую песню»: большое интервью с самарским звукорежиссёром
Фото предоставлено ProGorodSamara
Никита Рязанов — звукорежиссер и саунд-дизайнер. Самарец занимается художественными задачами для музыки, видео и рекламы. В его задачи входит: сведение музыки, озвучка, звуковое оформление роликов и создание полной звуковой атмосферы.
Звучит интересно, но ничего непонятно? Именно поэтому редакция ProGorodSamara пообщалась с Никитой Рязановым, который рассказал об особенностях звукорежиссуры.
Герой интервью — Никита Рязанов / Фото предоставлено ProGorodSamara
Никита, расскажи немного о себе, может еще какое увлечение есть? Где учился, как пришел в звукорежиссуру, с чего начинал?
— Я также работаю татуировщиком с конца 2020 года. Рисовать учился сам и брал уроки и сильных мастеров. Действующий спортсмен, ну, спортом я с детства занимаюсь, это скорее уже образ жизни. Много читаю и занимаюсь самообразованием.
В звукорежиссуру пришёл в 2019 году после окончания ВУЗа. Учился в СГАКИ на этой же специальности. А на последнем курсе устроился подмастерье в студию звукозаписи. С первого месяца я уже был в штате, как звукорежиссер. Начинал все, конечно же, с детства. С детства занимаюсь музыкой, окончил музыкальную школу, а первые песни стал писать в 17 лет. Думаю, отчасти я был расположен к этому, так как все свободное время я слушал и анализировал музыку. Учился играть на разных инструментах, но в базе у меня академическая гитара.
Ого, даже в институте по этому профилю учился!
— Там полная шляпа, если честно, но опыт есть опыт. Некоторые преподаватели были замечательные, но по моей специализации приходилось мное учить самому.
Можешь выделить какие-то свои работы?
— Сейчас я вне штата, как саундизер и саунд продюсер в Brusko. У нас есть сильные рекламные работы, которые вместе с видеографом мы очень хорошо сделали и помогли компании закрыть задачи в маркетинге и продажах
Второй мой недавний аутсайдерский проект — вступил в проект Антона Бустера, одного из сильных саундизайнеров в России. В команде я вместе с ребятами пишу и создаю звуки на заказ. Делаем это дело для зарубежной компании.
Третье, ну... К нам приезжал в Самару Денис Грязь и барабанщик ЛСП в рамках тура по России, они писали у меня новую песню для Дениса. Я был очень рад, что ребята такого уровня обращались со мной как с равным и прислушивались к моему мнению на записи. Мы сделали очень хороший трек, все ещё жду его публикации.
Как бы это не звучало, самое ценное, конечно, что можно для меня приравнять к работам — это доверие моих ребят клиентов. Это для меня очень важно. Сильное чувство, когда ребята настолько доверяют моим навыкам и мнению, что делают всё, что я могу сказать в рамках работы. Перезаписаться, сделать иначе, дописать материал. Я сам порой этому удивляюсь, такому доверию.
«Я был очень рад, что ребята такого уровня обращались со мной как с равным» / Фото предоставлено ProGorodSamara
Как ты повышаешь свой профессиональный уровень, что тебе помогает развиваться?
— 1. Наслушенность. Раньше я двигался от конкуренции и самоподстёгивания, чтобы делать лучше других, а сейчас опираюсь на свой опыт наслушенности. Где акцент не сделать лучше других, а сделать так, чтобы образ в голове сошелся с проектом перед глазами.
2. Ошибки. Я стараюсь впитывать много критики и разбирать свои ошибки. Непросто, так как бьет по эго, но мой путь мне дороже обид и зависти.
3. Стараюсь дотянуться до тех, кого я слушаю. Это не другие звукорежиссеры, а музыканты и продюссеры. И ни в коем случаи не из соревновательного мотива, а из вдохновения этими людьми.
А кого слушаешь?
— Это самый непростой вопрос, ахах. Я очень много слушаю разной музыки. Могу выделить моих друзей из группы Kursha, Ханса Циммера, Вивальди. А когда хочу побыть с собой и отдохнуть, то включаю эмбиент и дроун музыку. В ней нет смысловой нагрузки и она дает мне больше что ли свободы, чтобы найти опору в творчестве в себе.
Ох, дроун — это какая?
— Это элементы эмбиента и шумовых эффектов. Зачастую напоминает конкретные звуки, например, гул, или выдуманные, например, синтезированный звук ассоциирующийся с шумом земли.
«Стараюсь дотянуться до тех, кого я слушаю» / Фото предоставлено ProGorodSamara
Чего хотелось бы достигнуть, какие цели перед собой ставишь?
— Сейчас глобальных целей не вижу, думаю об этом. Точно бы хотел посотрудничать с кино и заняться каким-то большим, важным проектом. Хочу больше привносить новых фишек в свою индустрию и найти какое-то авторство с моей стороны в ней.
А на каком оборудовании работаешь?
— Работаю на забугорном. Фирмы — Adam, Universal Audio, Avantone и Apple.
Это оборудование сейчас сложно достать?
— Конечно, проще ракету купить.
А какой вообще потолок может быть у такой профессии?
— В заработке? Я думаю потолок в миллион, если говорим в целом по всему миру. Если в СНГ, то мне кажется примерно в том же районе. Это за квартал, при условии популярности и навыков.
А если не про заработок говорить, а, например, про статус? Какие-то достижения?
— Мне кажется это слишком теневая область. В кругу продакшна, да, тебя знают. В условиях потребителя нет, сомневаюсь, что большинство людей будут спрашивать, кто делал такой крутой звук для какого продукта. Режиссёра и актёров, да, знают. Но закулисье вряд ли.
А как ты совмещаешь тату и звукорежиссуру?
— На молитвах и бессонице, ахаха. Правда. У меня чёткий график жизни. Всему своё время.
Фото предоставлено ProGorodSamara
А можешь подробнее рассказать о процессе работы?
— Моя работа делится на живую встречу и онлайн. При живой встрече приходит человек или люди, я консультирую их перед началом проекта, отпускаю до следующей встречи или пишем сразу материал. А монтаж и сведение я делаю один, мне так комфортнее, если человек или люди не из моей профессии и не могут рядом по существу участвовать. Как бы это не звучало, но не все люди иногда понимают это. Моя же задача дать результат, поэтому я даю его как умею я. Если мы работаем онлайн, дистанционно, то я принимаю заказ, слушаю все пожелания человека или компании, и задачи, даю свое мнение и правки к проекту, чтобы наш результат был реален и попал в точку. Дальше я начинаю свою работу.
А есть может мечта работать с какой-то группой или конкретным артистом?
— Да, конечно, этим я сейчас и занимаюсь. Я плотно работаю с начинающими артистами и действующим музыкальным коллективом, это ребята из Kursha. Мы уже давно, как мне кажется, прошли порог просто записи их материала. Я стараюсь как можно плотнее с ними работать, с этой группой. Кроме записи я писал для их альбома и концерта интерлюдии, в виде коротких треков и писал отдельную музыку похожие на репризы, где ребята накладывают на неё свой текст. Я часто могу, если они просят, их консультировать и подсказывать, что нужно, чтобы добиться того-то или чего-то.
В целом, это мой не первый опыт, когда такие серьёзные ребята работали вместе со мной. Часто бывает к нам на студию по рекомендации заходит известный артист, и я не испытываю волнения или мандража, просто начинаю нашу работу. И это очень приятно, когда люди такого уровня воспринимают моё мнение и относятся ко мне как к части этого проекта. И я тоже взамен отдаю себя всего.
В Самаре живёт невероятное количество крутых людей. Недавно мы рассказали об организаторе пространства, которая рассказала о тонкостях современной профессии.