Неплюев Николай Владимирович: цифровизация и роботизация – влияние на бизнес и инвестиции
Амплитуда стремительной динамики реструктуризации и оптимизации мировых рынков неуклонно растет с каждым годом ввиду повсеместной цифровизации и роботизации многочисленных областей деятельности. Соответственно смещается и вектор инвестиционной привлекательности. Высокомаржинальные на сегодняшний день сектора могут уже завтра или в ближайшем будущем стать нерентабельными или полностью обанкротиться вследствие замещения ниши цифровыми аналогами и инновационными технологиями. Следовательно, для рационального планирования бизнеса и формирования надежного инвестиционного портфеля, необходимо тщательно индексировать динамику изменения конъюнктуры рынков непосредственно в связи с цифровизацией и инновациями. На что в первую очередь обратить внимание и какие аспекты выступают основными триггерами, поясняет финансово-экономический эксперт Николай Владимирович Неплюев.
Николай Владимирович Неплюев
Превалирующие замещения персонала и устаревшего оборудования роботами и цифровым ПО в первую очередь будут иметь место в отраслях, профинансированных в данном направлении крупнейшими венчурными фондами, имеющие глобальное масштабирование и потенциально высокий КПД не только с финансово-экономической точки зрения, но также по периферийным аспектам. Так, например, Николай Владимирович Неплюев рекомендует присмотреться к нише автопилотирования автотранспорта.
Известно, что крупнейшие мировые автоконцерны инвестировали в данный вектор огромный капитал. Также имело место привлечение крупных финансовых потоков со стороны международных венчурных фондов, страховых и банковских учреждений. Наличие столь крупных игроков само по себе обеспечивает надежность инвестиционного направления. Также имеется государственная поддержка сегмента автопилотирования автотранспорта со стороны множества стран как с финансово-экономической позиции долевого партнерского участия, так и в регламентировании корреляции административно правовой базы. Следовательно, данное направление было тщательно изучено и признано однозначно актуальным, рентабельным и перспективным по всем пунктам.
К косвенным и периферийным аспектам целесообразности в векторе автопилотирования автотранспорта относятся социально-прагматические вопросы. Автопилот исключает негативный человеческий фактор при управлении авто средством: невнимательность, потеря контроля, скорость реакций при форс-мажоре, исключение сознательного и бессознательного нарушения правил дорожного движения и прочее.
Рынки автопромышленности намедни испытали частичную стагнацию, однако инвесторы отреагировали неоднозначно. В частности, вследствие локдауна ввиду COVID-19 заметно снизился спрос на услуги такси и некоторые виды грузоперевозок, из-за чего компании в данном секторе заметно просели по котировкам стоимости их ценных бумаг. Множество мелких и крупных бизнесов данной отрасли оказалось на грани банкротства и их ценные бумаги на биржах торговались по минимальной стоимости. При этом, большинство мелких и средних инвесторов, поддавшись панике, опираясь на наглядную картину тенденции стремительного падения стоимости активов и не рассматривая глобальную перспективу, постарались избавиться от данных инвестиций в своем портфеле.
Однако опытные инвесторы, особенно специализирующиеся на данном сегменте и досконально знающие отрасль, отреагировали с точностью до наоборот. Определив более выгодные для себя точки входа минимальной стоимости, они массово скупали ценные бумаги флагманских компаний этого сектора услуг. Дело в том, что обстоятельства, которые повлекли крах сегмента, временные и скоро все вернется на круги своя, следовательно, активы вновь станут маржинальными. А, кроме того, учитывая перспективы отрасли по интеграции автопилотов, рентабельность имеет высокие тенденции к росту. Наличие автопилотируемого автотранспорта повлечет за собой массовые сокращения штатов водителей. Интеграция ПО требует разового инвестирования и незначительной поддержки, а КПД возрастает многократно. Автопилот может работать 24/7/365 без переплат сверх нормированного рабочего дня, без больничных, дополнительной страховки и пенсионных отчислений. Следовательно, рентабельность инвестиций в активы флагманских компаний этого сектора, которые смогут обеспечить замену автопарков, является высокомаржинальной. Диверсификация рисков обеспечивается масштабностью инвестиций и сопутствующими госпроектами ряда стран.
Николай Владимирович Неплюев отмечает, что данный вектор роботизации автотранспорта обозначит и заведомо нерентабельные для инвестиций ниши в долгосрочной перспективе. В частности, учитывая тенденции всеобщей заинтересованности крупных игроков во внедрении автопилотов и, соответственно, необходимости обновления автопарков, можно предположить, что малый и средний бизнес автоуслуг с трудом сможет выдерживать конкуренцию для соответствия требованиям рынков. Даже с учетом государственной и банковской поддержки, малому и среднему бизнесу потребуется намного больше времени на модернизацию, что ставит под сомнение рентабельность их активов. Также впоследствии будет сокращаться сектор автошкол и сферы сопутствующих услуг, потенциально определяя их активы неликвидными для портфеля.
Примерно такие же тенденции просматриваются во всех отраслях, которые потенциально ожидает глобальная оптимизация и реструктуризация посредством цифровизации и роботизации. Разумеется, приоритет в данном вопросе будет за флагманскими компаниями и ТНК, не в пользу мелкого и среднего бизнеса в этих нишах. Однако, это вовсе не означает эру корпораций и списания со счетов малого и среднего бизнеса. Наоборот, где прежде было сложно обеспечить содержание штата квалифицированных сотрудников, теперь возможно будет получить разовые инвестиции на приобретение роботизированных линий и обеспечить полный цикл производства минимальными усилиями и при задействовании ограниченного количества сотрудников. Неплюев Николай Владимирович отмечает, что однозначно нужно констатировать лишь то, что век цифровизации и роботизации наступил и это нельзя игнорировать, планируя долгосрочные инвестиции.