"Врачей на всех не хватает": Самарский минздрав наймет частную скорую помощь

В разных регионах России сейчас привлекают частные компании для оказания услуг скорой помощи, Самарская область не стала исключением. Уже 1 мая 2020 года в губернии появятся аутсорсеры, которые будут заниматься развозом врачей к пациентам.

УСЛОВИЯ КОНТРАКТА.

Контракт заключат на срок до 30 апреля 2023 года. Его стоимость составит не менее 937,9 миллиона рублей. Подрядчику будут выдавать деньги из средств ОМС порциями каждый год. Первая транзакция состоится уже в 2020-ом. За 8 месяцев работы частники получат 199 миллионов рублей.

Согласно условиям контракта, подрядчик должен будет предоставить 61 автомобиль класса В с полным приводом и нанять водителей. Каждое авто уже должно быть укомплектовано и готово к использованию в качестве экипажа «скорой». В машине должны быть розетки, сейф для препаратов и оборудования, устойчивый к взлому, светодиодная мигалка и внешний громкоговоритель, а также система поступления газа для наркозно-дыхательной аппаратуры.

Все расходы на заправку и обслуживание автомобилей на себя возьмет подрядчик. Компания также должна самостоятельно проводить замену транспорта, вышедшего из строя.

В Самаре «частные скорые» будут базироваться по восьми адресам в разных частях города. Работать они будут семь дней в неделю по две 12-часовых смены в сутки: с восьми утра до восьми вечера и наоборот. Количество бригад в смене зависит от места базирования: от 5 до 11 авто, плюс резервный на каждой станции. По регламенту, время выезда не должно превышать 2 минуты. Чтобы доехать до пациента, бригаде выделяется не более 20 минут.

Где будут базироваться аутсорсеры:

ул. Больничная, 2 – 11 автомобилей
ул. Елизарова, 62а – 6 автомобилей
ул. Гагарина, 73 – 10 автомобилей
ул. Калинина, 33 – 8 автомобилей
ул. Димитрова, 105 (Тополей, 17) – 9 автомобилей
ул. Фрунзе, 112 – 5 автомобилей
ул. Грозненская, 4 – 6 автомобилей
пос. Управленческий, ул. Крайняя, 17 – 6 автомобилей

Согласно контракту, водители должны пройти специальное обучение. Им будет запрещено покидать бригаду врачей и пациента, если того требуют обстоятельства, даже если их смена окончена. Также водитель будет обязан помогать врачам в транспортировке пациента и перевязывать больных.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ.

Некоторые самарские врачи встретили инициативу минздрава привлечь частников без энтузиазма. В первую очередь медики обращают внимание на отсутствие достаточного финансирования системы здравоохранения. Члены профсоюза «Действие» считают, что аутсорсеры не позволят сэкономить на скорой помощи, а наоборот, будут «впитывать» последние деньги.

Татьяна Рыбина, самарский медработник:

- У нас в скорой помощи вообще много проблем, и с оплатой труда в том числе. На встрече с министром здравоохранения нам было сказано, что бюджетных денег на покупку новых автомобилей и пополнение автопарка на 2020-й год нет. Поэтому обратятся к частникам. И нашим водителям предложат перейти из бюджетной сферы в коммерческую. Многие медики и водители против. По всем регионам, где применяли аутсорсинг, ничего хорошего не произошло. Если коммерческая компания однажды просто откажется предоставлять свои услуги, систему здравоохранения ждет коллапс. В Самаре сейчас работают от силы 50 бригад, а нужно не менее 120.

Медики опасаются, что частная компания не предоставит им те же условия труда, что и государство. Речь идет в первую очередь об отпусках и больничных, премиях и матпомощи. В конце 2019 года один машино-час скорой помощи стоил порядка 170 рублей, а теперь составит около 555 рублей. По словам представителей профсоюза медработников «Действие», такие условия создадут лишь еще больший дефицит бюджета, а не помогут сэкономить.

В конце 2019 года в Самаре даже провели пикет против привлечения частников. «Мы были вынуждены выйти на акцию протеста, поскольку доведены до отчаяния решением администрации о передаче автотранспорта скорой помощи на аутсорсинг коммерческой структуре. После списания автомобилей СМП, в условиях отсутствия альтернативы, частники получат возможность диктовать свои условия повышения цен на услуги», – говорят участники пикета.

ЧУЖИЕ ОШИБКИ.

В нескольких регионах уже пытались использовать услуги частных компаний, чтобы решить проблемы со скорой помощью. В Кировской области этот опыт оказался печальным. Услуги аутсорсеров признали некачественными и разорвали контракт. В итоге региональный бюджет остался должен частникам 400 миллионов рублей – такова сумма издержек и упущенной выгоды, заявили в подрядной организации.

Даже в Самарской области уже есть негативный опыт привлечения частников – в Новокуйбышевске и Чапаевске, а также в Безенчукском и Красноармейском районах. Здесь аутсорсеры действовали несколько лет, однако в 2020 году от их услуг решили отказаться. Частная скорая помощь не позволяет снизить себестоимость одного вызова врачей к пациентам. В этом году себестоимость равняется 3239 рублям.

Скорую помощь называют первичным звеном в сфере здравоохранения. Сами медики полагают, что привлечение частных игроков ознаменует хаос, а не порядок. Это в свою очередь может повлиять на пациентов, которым не успеют вовремя оказать медпомощь.