"Учили обманывать бабушек": исповедь мошенника из фирмы по ремонту бытовой техники

Молодой человек, который ранее работал мошенником на условиях анонимности рассказал, как изнутри выглядит мошенническая организация и как ее отличить от порядочных компаний. Парень пришёл в редакцию одного из СМИ и рассказал о том, что ранее был мошенником, но больше не хочет этим заниматься, и решил предупредить людей о том, как его "коллеги" втираются в доверие к гражданам.

В конце прошлого года молодой человек разместил в интернете объявление о поиске работы. В январе ему позвонили и предложили место в организации, которая занимается ремонтом бытовой техники. Работодателя совершенно не смутило отсутствие у парня опыта в данной сфере - пообещали всему научить. Навыки работы с техникой у него были, но поэтому он решил, что это прекрасная возможность научиться чему-то новому и заодно получить хорошую работу.

Кроме Дениса (имя изменено - прим. редакции) в "крупную фирму по ремонту бытовой техники" пришли еще несколько человек. Им предложили пройти недельные курсы, после чего приступить к работе.

Правда, вместо занятий, посвящённых устройству и ремонту бытовой техники, новобранцам преподавали психологию и рассказывали, как нужно общаться с клиентами.

К примеру, ученикам было выдано два листа - один красный, другой зелёный. На зелёном было написано то, что нужно делать обязательно, а на другом - то, чего делать нельзя.

1. "Унылому говну" - нет, "веселым тапкам" - да

Одно из самых главных правил мастера, который хочет "срубить" деньжат - нельзя заходить в квартиру с плохим настроением, в состоянии "унылое говно", грубить, спорить и общаться на "ты". Кроме того, нельзя приходить в несвежей одежде, с грязными руками, неприятным запахом. Зато плюс - это прийти со своими тапками. Если они будут смешными, яркими и большими - вообще будет прекрасно. Иными словами, улыбка, внешний вид и шуточки - это те психологические моменты, которые клиента располагают, притупляют его бдительность.

2. Разводить начинают с разбора

Если с порога задать мастеру вопрос на тему "сколько стоит отремонтировать" - он никогда не назовет конкретную сумму. Потому что запрещено озвучивать цены на ремонт ранее, чем через 30-50 минут после того, как мастер "зашёл" на адрес. Этот запрет не с проста: нужно для начала пустить пыль в глаза клиенту и сделать вид, что ремонт будет очень сложным, а значит, будет стоить много денег.

Для того, чтобы убедить клиента, нужно для начала разобрать технику. Мастер делает это специально долго, 40 минут, демонстрируя инструменты. Идеальным будет, если мастер расположится так, что клиенту будет сложно увидеть, что внутри техники, но чтобы он обязательно видел количество инструментов мастера. Всё это создаёт видимость, что задача - не такая простая.

С клиентом во время "разбора" обязательно нужно разговаривать. Нельзя разговаривать о сексе, религии, политике. А обо всём остальном - можно. Можно попросить совета у хозяина, поблагодарить за него. Но ничего нельзя рассказывать о себе.

3. Ври, если хочешь заработать

Ни в коем случае нельзя говорить клиенту, что технику не стоит ремонтировать. Даже если она не нуждается в ремонте - например, в стиральной машинке зачастую включат "детский" режим, из-за чего она перестаёт работать нормально. Любой мошенник обязательно соврёт, что это "очень интересный случай", и забрать агрегат на диагностику. Заодно, можно "попудрить" мозги клиенту историей бренда и его возникновения. Пыль в глаза.

- Вполне нормальным было на вызове во время разбора незаметно оторвать сливной шланг или какой-нибудь контакт, после чего заявить, что техника по этой причине больше не работает, - рассказал Денис. - Чем больше услуг оказано, тем больше будет заработок. Обязательно вначале нужно оформить "точку невозврата" - оказать несколько дорогих услуг в процессе разборки, которые по факту потом обойдутся в 2500 рублей. Например, чистка засора или контактов, замена клемм, герметизация патрубков, плановое обслуживание, замена щеток и т.д.

И только после того, как клиент согласился заплатить за "важные" услуги, можно будет приступать к следующему этапу развода - определению главных поломок и обсуждению основного ремонта.

4. Точность - главный инструмент мошенника

Не стоит называть круглую сумму, нужно всё посчитать до рубля, чтобы клиент видел заинтересованность мастера в том, чтобы клиент сэкономил. Уезжать денег без адреса - моветон, но и воровать нельзя - надо убедить клиента заплатить. Скидку на стоимость предлагают, как правило, только через 10-20 минут после названной изначально цены.

Психиологическая подготовка в такой "компании" на высшем уровне, но здесь совершенно не учат что-то чинить. Всегда нужно было увозить технику на диагностикуи брать с клиентов деньги.

- Не могу сказать, что там не чинили сломанные приборы, но явно никто не переживал за качество. Никому просто не было предъявлять претензии. Договор составлен таким образом, что заявить гарантийные случаи было практически невозможно.

В том случае, если клиент настойчиво хотел получить гарантию, его отправляли в клиентский отдел по телефону горячей линии. Связаться по этому телефону с кем-либо - невозможно.

Вскоре Денис выяснил, что фирма не одна - есть целая сеть, которая разбросана по России и промышляет тем, что разводит людей на деньги. Внутри сети регулярно составлялся рейтинг, чей регион по "показателям" лучше. Только главный критерий - не качество ремонта, а количество принесённой прибыли.

Зарплата, кстати, на такой работе "никакущая": если мастер привозил меньше 7000 рублей - ему причиталось 20% от прибыли, если больше - 30%. Вот и считайте, сколько это за один выезд. Не такие уж и хорошие деньги. Зато в объявлениях о поиске работы обещают зарплату 75 000 и больше.

- Директор говорил, что в планах компании сделать максимально закрытый рынок по региону. Сделать это просто. Многие сейчас ищут мастеров на "Авито", "Юле" и других сайтах бесплатных объявлений. Они разместили столько объявлений с ценами от 100 рублей за работу, что с большой долей вероятности человек наткнётся на эту компанию.

Герой нашей истории ушёл с рынка через две-три недели, после того, как понял, куда пришёл работать.

- Я как-то приехал с вызова с чеком на 3000 рублей. Мне сказали, что я зря заморачиваюсь, и что у бабулек на самом деле много денег, они просто делают вид, что денег у них нет, а я типа лох, что поверил.

Как не оказаться в числе клиентов подобных контор? Наверное, прежде всего, изучать рынок. У компании, в которой работал молодой человек, сотни одинаковых и похожих объявлений, которые привязаны ко всем районам города.

И ни в коем случае не стоит бояться выгнать "мастера" из дома, если что-то смутило. Никто ему ничего не должен, это ваша собственность и ваша квартира, а он - посторонний человек, который отказывается покидать ваше жильё. И пускай грозится судами и требованием компенсации упущенной выгоды - помните, что Вы ничего не должны этому человек.